Что знают дети о войне?Главное событие 2015 года – юбилей Победы в Великой Отечественной войне. За семь десятков лет, прошедших с победного мая 1945 года, выросло несколько поколений людей, которые никогда не сталкивались с кошмарами военного времени. Сегодняшние дети живут в новой стране, в новом веке. Что нынешние школьники знают о далекой войне? Насколько уровень знаний подростков о Великой Отечественной отличается от уровня знаний их родителей, а также бабушек и дедушек? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, сотрудники Сибирцевской Центральной библиотеки Маркисеева Г.В. и Венгер И.В. провели анкетирование среди своих читателей.
Анкетирование проводилось анонимно. Возрастные категории участников: от 14 до 24 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 50 лет и старше 50 лет. Анкетный лист, который разработали библиотекари, содержал 19 вопросов. К большинству предлагались 4 варианта ответов.
Всего на вопросы о военной истории ответили 24 человека: 12 из них – в возрасте от 14 до 24 лет, 8 - старше 50 лет, 2 –от 35 до 50 лет и 1 - от 25 до 35 лет. На полноценное социологическое исследование опрос, проведенный в библиотеке, не претендует. Объективно провести сравнения знаний о войне представителями разных поколений по результатам анкетирования не представляется возможным, но составить примерное представление – вполне.
Ответы на вопросы анкеты читателей библиотеки старшего возраста были в большинстве правильными. А вот если проанализировать ответы школьников – самой большой группы респондентов, то результат не радует. Дату начала Великой Отечественной войны, конечно, знает большинство подростков. Только 2 из 12 человек выбрали другой вариант ответа, нежели 22 июня 1941 года. Однако, при ответе на вопрос: «Назовите крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и стала символом стойкости советского солдата», 7 школьников назвали Брест, остальные –Тулу и Смоленск.
Союзников СССР ребята указывали более уверено, хотя в ответах присутствовала путаница. Среди ответов – Америка, Китай, США, Канада, Британия, Франция. Не знают школьники о том, какая битва стала переломным моментом в ходе войны, не могут вспомнить хрестоматийных героев военного времени и военноначальников, затрудняются назвать фамилии воинов, водрузивших знамя над Рейхстагом.
Проблемным для подростков стал вопрос, кому принадлежат строки известного стихотворения: «Жди меня, и я вернусь». Из 12 школьников, правильно ответили только 8 человек. Многие ответили после подсказки.
О том, что лучший танк времен Великой Отечественной – это Т-34, знают практически все ребята. Легко назывались школьниками и города - герои. Город, который немцы держали в блокадном кольце, все анкетируемые указывали без ошибок. Однако вопрос о продолжительности блокады поставил некоторых школьников в тупик. Из четырех вариантов: а) 200 дней, б) 900 дней, в) 365 дней, г) всю войну, кое-кто из учащихся отвечал, что блокада длилась 200 или 365 дней.
Информацию о Великой Отечественной войне школьники, согласно анкетированию, получают в основном из книг, фильмов, общения в семье. Но судя по результатам тестирования, информации подросткам не хватает.
Итоги анкетирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов в возрасте от 14 до 24 лет о войне 1941-1945гг. Но, как отмечают работники Центральной библиотеки п. Сибирцево, для подрастающего поколения события Великой Отечественной еще не потеряли своей значимости.
Для того чтобы поддержать интерес юных читателей к отечественной истории, в библиотеке проводятся тематические мероприятия. Библиотекари рассказывают школьникам о войне, знакомят с книгами о Великой Отечественной, организовывают встречи старшеклассников с детьми войны – живыми свидетелями военного времени. Без излишнего пафоса, просто и доступно представители старшего поколения рассказывают подросткам о том, как жили и работали люди в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети, как страшно и сложно было жить, о горе, которое они испытывали, получая похоронки на отцов и как болит о потере сердце до сих пор. Такие рассказы, прямое общение помогают школьникам лучше представить реалии военного лихолетья, а значит, помогают лучше узнать историю собственной страны.
Молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, о прошлом своей Родины в целом. Это результат социологических исследований, проводимых на федеральном уровне. Так что, наши школьники – не исключение. Кто в этом виноват? Современная система образования? Не только. Виноваты все мы. Современные дети слишком мало знают, мало слышат о войне, о цене Победы. Великая Отечественная для них также далека и «покрытая пылью история», как и Первая мировая.
Ответьте, как часто вы говорите со своим ребенком о войне? Когда советовали ему прочесть книгу о военном времени? Смотрели вместе фильм о войне? Когда вы рассказывали ему про родных и их жизнь в годы Великой Отечественной? Ведь война затронула каждую семью. Прадедушки и прабабушки сегодняшних подростков перенесли столько испытаний. Современной молодежи необходимо знать, как жили люди в то страшное время!
Расскажите своим детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной войны. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен не прервётся. Иначе, когда за парты сядут дети сегодняшних детей, они, возможно, будут демонстрировать тотальное незнание фактов о Великой Отечественной войне.