Забытые героиНа старом кладбище Черниговки есть аллея воинских захоронений, произведенных с 1950-го по 1960-е годы - несколько десятков могил летчиков, погибших в мирное время. В настоящее время  состояние захоронений оставляет желать лучшего.  Могилы просели, обелиски  находятся в полуразрушенном состоянии,  стерты опознавательные  надписи и фотографии. Пространство между захоронениями заросло и труднодоступно. Данные о погибших летчиках утеряны.  Восстановить имена героев и привести в порядок их могилы решили  члены Союза Пенсионеров Черниговского района. - Началось все с того, что к нам в Союз пенсионеров пришло письмо с просьбой принять участие во Всероссийской акции по сбору средств на памятник участникам первой Мировой войны, - рассказывает Нина Михайловна Любарец, председатель районного отделения Союза пенсионеров. – Это, конечно, дело хорошее, но мы вспомнили, что и у нас в Черниговке есть воинские захоронения, которые требуют установки памятника. На кладбище в  заброшенном состоянии находятся могилы военных летчиков. Если раньше за захоронениями ухаживали военнослужащие Черниговского гарнизона, то последние несколько лет за аллеей не следили. Инициативная группа районного Союза пенсионеров решила к родительскому дню и в преддверии Дня Победы навести там порядок.  
Нас собралось человек 13 и общими усилиями мы убрали мусор и упавшие ветки, посрезали молодую поросль деревьев, где смогли – покрасили оградки и памятники.
На этом решили не останавливаться, потому  что были поражены состоянием захоронений. Там 35 -39 могил летчиков, и только на 12 из них, по нашим данным, сохранились надписи, с обелисков сорваны фотографии и таблички. Все это надо восстановить, возможно, поставить общий памятник. Но выяснилось, что информации по захоронению нет.
Аллея захоронений летчиков на Черниговском кладбище имеет статус памятника истории и культуры. В паспорте памятника содержится информация о том,  что на аллее похоронены летчики, погибшие при испытании самолетов. Разведполк, где  служили военнослужащие, был сформирован в 1942 году в Хабаровске, а потом в 50-е годы был переведен в Приморский край с. Черниговка. По рассказам ветерана войны, жителя Черниговки Гришаева Петра Павловича, служившего в этом полку с 1944 по 1963 год,  летный состав полка летал на самолетах Пе- 2 , а потом в полк поставили новую технику  - Ил-28/Р. При испытании новых самолетов было несколько серьезных аварий, в результате которых погибло несколько экипажей. Все погибшие были захоронены на местном кладбище. Годы захоронений – 1954 – 1958(60).
На могилах были установлены стелы или обелиски с именами летчиков, датами рождения и смерти. Но спустя более полвека, аллея пришла в запустение. На сегодняшний день не известно точное число могил, отсутствуют данные о большей части захороненных.  Официально в паспорте значатся только 9 имен летчиков: Смывалов Александр Михайлович (1934 – 1969гг.), Гудименко Степан Александрович (1922-1955гг.), Манько Людвиг Иванович (1925 – 1956гг.), Котцов Альберт Васильевич (1933 – 1957гг.), Алексеев Капитон Яковлевич (1921 – 1958гг.), Ашмарин Василий Тихонович (1931 – 1958гг.), Баранихин Виктор Николаевич (1925 – 1958гг.), Шаповалов Петр Васильевич (1919 – 1954гг.), Геогобиани Венедикт Тарасович (1913 – 1954гг.).
Некоторые из них прошли Великую Отечественную войну. В открытых архивах Министерства Обороны удалось найти информацию о военных подвигах Гудименко С. А., Шаповалова П.В. и Георгобиани В. Т. Наградные листы на летчиков содержат  данные, по которым можно проследить их военный путь.
Степан Гудименко 1922 года рождения, украинец. На фронте с января 1942 года. Сначала служил авиационным механиком 20-й эскадрильи 970 ночного бомбардировочного авиационного полка 271 авиадивизии Донского фронта в звании старшего сержанта. Готовил самолеты к боевым вылетам. Воевал на Северо-западном, Сталинградском, Белорусском и Забайкальском Фронтах.
В войне с Японией 1945 год Гудименко участвовал  уже в качестве летчика 50-го транспортного авиационного полка 21-й Гвардейской транспортной авиационной дивизии. Лейтенант был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». В августе 1945 года был представлен к ордену «Красная звезда».
Шаповалов Петр Васильевич призван на фронт в июне 1942 года.  Лейтенант, как повествует наградной лист от 24 апреля 1943 года … «в составе 527 ББАП совершил 9 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Участвуя в период Ржевской операции, был два раза ранен, последний раз раненный спасся на парашюте. Самолет был подожжен истребителями противника. В 11 ОРАП находится с октября 1942 года, за это время совершил 31 боевой вылет на разведку войск и укреплений противника из них 25 вылетов выполнил успешно.
За время нахождения в ОРАП им разведано 10 аэродромов, 50 ж/д узлов, станций, разъездов, крупных населенных пунктов. Сфотографировано 9 аэродромов, 13 ж/д станций и крупных населенных пунктов. Сброшено 220000 листовок для временно оккупированного населения и солдат немецкой армии. Экипаж, в котором летает Шаповалов, 11 раз обстреливался, имел 2 встречи с истребителями противника»…
21 апреля 1943 ода после выполнения  боевого задания в районе аэродрома «Колпачки» при посадке на непригодную площадку вследствие отказа моторов ст. лейтенант Шаповалов получил тяжелое ранение - перелом руки и до августа 1943 года находился на лечении в госпитале.  После вернулся на фронт и воевал летчиком - наблюдателем на Пе-2.
В наградном листе от 23 января 1945 года Шаповалов значится уже как капитан. За отличное выполнение боевых заданий  в годы Великой Отечественной  войны награжден Орденом Отечественной войны 1 степени и двумя орденами «Красного знамени».
Георгобиани Венедикт Тарасович служил в Красной армии с 1935 года. Воевал с первых дней войны  в составе 390 ночного легкого бомбардировочного авиационного полка.  В 1942 году ему был присвоен орден «Красное знамя». 
В наградном листе от 19 декабря 1943 года  командир 390 –го полка майор Ромашков пишет о  старшем лейтенанте, командире эскадрильи Георгобиани: … «Участвуя в Отечественной войне сделал лично 109 успешных боевых вылетов, в том числе в составе 390 НЛБАП на 1-м Прибалтийском фронте  - 43 успешных боевых вылетов, в том числе 17 вылетов - на разведку в тыл противника. За период боевой работы  его эскадрилья произвела 308 боевых вылетов, не имеет блудежек и не боевых потерь.
За период  участия в операции с 4.12. по 9.12. 1943 года по снабжению наших наземных войск продовольствием и боеприпасами, его эскадрилья произвела 40 успешных дневных боевых вылетов в тыл противника.  Лично товарищ Георгобиани сделал в горловине Езерище - Невель 10 дневных боевых вылетов и доставил 1000 кг груза.  
Несмотря на явную угрозу и опасность от патрулирующих на маршруте истребителей противника в сложных метеоусловиях сплошного снегопада на малых высотах задание командования 1 ВА 1-го Прибалтийского фронта выполнил отлично»...
За годы Великой Отечественной был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени и Орденом Александра Невского.
Фронтовики, орденоносцы, герои Великой Отечественной – в 50-х годах у нас в Черниговке служили незаурядные люди. Жаль только память о них прожила не долго.
- Мы пытаемся найти хоть какую-то информацию о военнослужащих, погибших в 50-60-х годах прошлого века у нас в Черниговке, - говорит Нина Михайловна Любарец. – Выяснилось, что в этом заинтересованы очень многие – администрация поселения, военкомат, жители района. Выразило поддержку командование Черниговского гарнизона. Общественная организация «Возрождение» Сергей Александровича Романенков берется за проведение косметического ремонта захоронения. Всяческую поддержку и помощь нам оказывает управление пенсионного фонда по Черниговскому району. Но пока поиски данных о летчиках не принесли особых  результатов.
Неизвестен номер части, причины гибели военнослужащих, и главное – их имена. В паспорте памятника – информация со слов очевидца, а не из официальных документов. Рассматриваются разные версии,  причины авиакатастроф, в том числе и такая: летчики погибли в войне с Корее, в которой негласно участвовали Советские военнослужащие. Но так это или нет?  Неужели,  в 50-х годах на территории Приморского края действительно разбились несколько десятков военных самолетов?  
Забытые героиВ книге «Наш Дальний – «Ближний» Восток»  ракетчика Евгения Анатольевича Ягунова – подполковника, кандидата технических наук есть глава о том, как он стал свидетелем авиакатастрофы самолета ИЛ-28 неподалеку от ракетной части в Монастырище. Автор книги служил в Монастырищенском  гарнизоне с 1958 по 1959 год.  Вполне возможно, что он описывает падение самолета с аэродрома Черниговки.
... «Мы облюбовали под стартовую позицию распадок между двух сопок, у подножия сопки "Высота 215". Место очень хорошее, и по линии стрельбы есть место для размещения позиции БРК. Рядом, на сопке была неповрежденная топографическая вышка. Наше внимание привлекли самолеты ИЛ-28, которые заходили на посадку, разворачиваясь как раз над сопкой. Иногда нам даже казалось, что они вот-вот зацепят сопку. Вдруг яркая вспышка и взрыв на самой вершине. В первое время мы не поняли, что случилось, потом до нас дошло, что случилось непредвиденное, — один самолет все-таки врезался в вершину сопки.
Мы повскакали с мест, и на двух машинах поехали к месту катастрофы. Надо оказать помощь, вдруг летчики живы…
…На вершине сопки нашему взору предстала жуткая картина: в сопку врезался бомбардировщик ИЛ-28. На нем обычно 3 человека экипажа: летчик, штурман и стрелок-радист в хвостовой кабине. Самолет от удара развалился на части. По склону были разбросаны обломки самолета, некоторые из них горели. Наконец, мы обнаружили останки одного летчика. Лицо — сплошное кровавое месиво, комбинезон разодран на клочья. Смеркалось, а у нас был только один слабенький фонарик. Решили спускаться вниз.
В это время на сопку с противоположной ее стороны взобрались летчики с аэродрома. На нас напустился какой-то подполковник в авиационной форме, потребовал документы…
… Летчики, осматривая склон, обнаружили старшину, стрелка-радиста. Он оказался жив, но был без сознания. От удара его выбросило из хвостовой кабины, и он пролетев по воздуху метров 30-40, упал на плотные заросли дубка, которые смягчили падение. Старшину положили на шинель и спустили вниз к нашим машинам по ту сторону болота. Приехав в лагерь, ему сделали противошоковый укол и отправили на нашей машине Газ-69 в госпиталь в Уссурийск.
В нашем лагере была радиостанция для экстренной шифрованной связи с дежурным по округу. Сообщение о катастрофе, свидетелем, которой мы были, закодировали и передали дежурному.
Потом на нашу часть пришло благодарственное письмо, так как старшина остался жив и выздоровел благодаря быстрой доставке в госпиталь»…
Черниговские ли это были летчики? Неизвестно.
Поиски очевидцев далеких событий позволили разыскать дочь одного из захороненных летчиков – Манько Людвига Ивановича. Елена Людвиговна Дутова в настоящее время проживает в Спасске-Дальнем. Но, к сожалению, информацией о погибших военнослужащих она  не владеет.
- Когда погиб мой отец мне было 4 месяца, а моему брату 3 года, - рассказала Елена Людвиговна.Мама рассказывала, что отец  был штурманом, погиб на задании. Они летали на Варфоломеевку. Приехал какой-то генерал из Хабаровска, видимо были показательные полеты. Вечером начался дождь. Экипаж должен был зайти на последний круг. Из-за плохих метеоусловий самолет врезался в сопку. Все погибли.
В Черниговском гарнизоне  материалов по захоронению на кладбище не сохранилось. Эстафета шефства за «Аллеей памяти»,  по сути, прервалась после нескольких переформирований воинских частей. Военнослужащие иногда приходят на кладбище почтить память погибших летчиков, но мер по восстановлению «Аллеи» не предпринимали. По крайней мере, до сегодняшнего времени.
«Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы» - цитата Михаила Жванецкого. До обидного точная. Прошло всего-то шесть десятков лет, а могилы героев – защитников родины заброшены и забыты. Разрушены обелиски, исчезли имена летчиков, но память о них пока жива.
12 мая инициативная группа районного  Союза пенсионеров, представители войсковых частей Черниговского гарнизона, представители Управления пенсионного фонда,  районного историко-краеведческого музея, общественной организации «Возрождения»  посетили  захоронения погибших военнослужащих. В рамках празднования Дня Победы жители районного центра почтили память  летчиков и возложили цветы на их могилы.
- Историческая память должна жить, - сказала в ходе мемориального мероприятия начальник ГУ Управления ПФ по Черниговскому районе Л.Л. Макарова. -  Мы должны показывать пример уважительного, бережного, трепетного отношения к памяти, к прошлому, к словам: «Никто не забыт, ничто не забыто» подрастающему поколению. Мы должны научить молодежь ценить, дорожить честью земляков, которые подарили нам мирное небо, жизнь. Мы должны быть им благодарны. 
Поиски информации о погибших летчиках продолжаются. Если у Вас есть какие- либо данные, ждем ваших звонков по телефону: 8 914 691 41 21.