Только мы опубликовали в журнале материал о необходимости установки в многоквартирных домах общедомовых водосчетчиков, в редакцию стали поступать звонки от читателей с просьбами рассказать о другой «напасти» -  проверке индивидуальных счетчиков воды.  О необходимости проверить счетчики своих абонентов уведомило МУП ЧСП «Теплоэнерго Черниговское».  Причем, выяснилось, что все проверочные хлопоты  - забота потребителей. Только подавляющее число собственников жилья, даже самые ответственные, об этом не знают.  Думаете, чтобы платить за фактическое потребление воды вам нужно  только лишь установить водосчетчик в квартире и все? Как бы не так. Вы, как ответственный владелец жилья, обязаны обеспечить поверку этого самого счетчика по истечению межповерочного интервала.
Что за птицы такие  –  поверка и поверочный интервал? Поверка – это по-простому проверка соответствия измерительного прибора установленным техническим требованиям. Межпроверочный интервал - это разрешенный срок эксплуатации измерительного прибора, во время которого его показания считаются точными. Этот самый межпроверочный интервал указан в техническом паспорте водомерного устройства,  и составляет чаще всего - 5-6 лет. Причем, отсчитывается интервал НЕ с момента установки счетчика, а после первичной проверки при выпуске его с производства. Это значит, что если водосчетчик долго пролежал в магазине, до того как вы его купили, то устроить поверку вам придется раньше. Потому как счетчик является измерительным прибором, и точность его показаний требует подтверждения.
Кроме технического паспорта измерительного устройства для обоснования его проверки существуют много «правил - постановлений - инструкций», которые гласят, что официальная проверочная процедура является  обязательной и неизбежной для всех.
- В настоящее время МУП «Теплоэнерго Черниговское» рассылает уведомления всем квартиросъемщикам, которые установили водосчетчики в период с 2002 по 2005 годы, - объясняет  инженер ППО МУП Должникова Анна Андреевна. – Счетчики были установлены в среднем 10 – 7 лет назад. Срок эксплуатации счетчиков воды согласно паспортам, 10- 12 лет, но по истечению 5-6 лет срока эксплуатации, в зависимости от паспорта счетчика, устройство должно пройти поверку. Поверка счетчика проводится только специализированной организацией. Владелец жилья должен сам позаботиться о поверке, сдать устройство в специальную лабораторию. Когда счетчик будет находиться на проверке, то расчет  за воду будет производиться по средним показателям, сложившимся за год. Если поверка покажет, что счетчик исправен, то собственник должен  принести нам заключение, что он годен. Если не исправен, то установить новый счетчик или платить за воду по установленным нормативам.
Итак, откосить от поверки счетчика не удастся. Надо, значит надо. Но, проводить поверку должны только специализированные организации. МУП «Теплоэнерго Черниговское» таких услуг не оказывает. Что делать? Куда бежать с водосчетчиками? Представьте себе, во Владивосток. Поверкой счетчиков имеют право заниматься исключительно органы Государственной метрологической службы. У нас в Приморье только два таких учреждения, одно из которых находится в Находке, другое  - в краевой столице.
Во Владивостоке обращайтесь в ФГУ «Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации по адресу: ул. Прапорщика Комарова, 54. При себе, кроме счетчика надо  предоставить на него паспорт и акт опломбировки водосчётчика.
Стоимость поверки счётчика составляет 295 рублей. Срок проведения поверки - как повезет. Может и сразу, а может, скажут – приезжайте через месяц. Желающих проверить измерительные приборы, сами понимаете, – много.
 В общем, устройство поверки водосчетчиков требует хлопот, нервотрепки и денежных вложений. Считаем:
- Снимаем счетчик, приглашаем специалиста из ресурсоснабжающей организации (в Черниговке – МУП «Теплоэнерго») для составления акта вывода, снятия показаний счетчика.
- Везем во Владивосток. Вариант вызова специалистов на дом – даже не рассматриваем.  Проезд на автобусе туда и обратно -  700 рублей, проезд на электричке – 600 рублей. На своем транспорте – 1000 рублей. Суммы, естественно, приблизительные.
- Оплата в «ПЦС» за поверку – 295 рублей.
- Забираем счетчик из Владивостока после поверки. Дорога – от 600  до 1000 рублей, в зависимости от выбора средства передвижения.
- Если счетчик годен, то установка и пломбирование. Услуги установки в «Теплоэнерго Черниговское»  - до 1000 рублей, опломбирование – 260 рублей. Если руки из нужного места растут – сэкономите, установив счетчик самостоятельно.
- Если счетчик не годен, то покупаете новый  - еще 600 рублей.
Итого: минимум 1 760 рублей, без учета потраченного времени.
А стоит ли овчинка выделки? По разным источникам  поверку успешно проходят от 30 до 80% водосчетчиков. Где гарантия, что ваш измерительный прибор попадет в число «счастливых»? Велика вероятность, что вы потратите деньги на проверку старого водосчетчика, но в результате вынуждены будете еще и приобрести новый. Элементарные подсчеты в конечном итоге заставляют пользователей делать выбор в пользу установки новых приборов, несмотря на то, что средний срок службы счетчика 10 - 12 лет.
- Мы рассылаем уведомления тем, кто должен пройти поверку или поменять счетчики, - говорит Анна Андреевна Должникова. – Но следить за соблюдением сроков межповерочных интервалов должны сами владельцы квартир. И проверять приборы потребители должны за свой счет. Владелец жилья должен самостоятельно за 1 месяц до окончания срока эксплуатации счетчика прийти к нам и написать заявление о проведении поверки или о замене.
Так что если вы ответственный потребитель, то проверьте, вдруг пришел срок  диагностики вашего водосчетчика. Помните, что срок действия водомера исчисляется с момента выпуска его заводом, а НЕ с момента установки. По итогам собственной проверки  принимайте решение – везти на поверку или устанавливать новый. Если вы за установку нового, то  выбирайте в магазине – счетчик  «посвежее», а не выпущенный 2-3 года назад, чтобы отодвинуть хлопоты с его техническим обслуживанием как можно дальше.