В истории Черниговского района очень много белых пятен. Проходит время и прошлое стирается в памяти людей, уходят из жизни живые свидетели, тускнеют воспоминания, необходимые документы, которые пролили бы свет на прошедшие события, отсутствуют или находятся в закрытом доступе. Вот и о том, как жили люди, чем жил наш район в 30-е годы прошлого века известно не очень много. Помочь дорисовать неточную картину помогают отрывочные сведения, которые  постепенно становятся доступны в Интернете.
Так  любой  желающий может ознакомиться с Протоколом допроса ФЛОРОВСКОГО И.Д. — бывшего начальника военно-воздушных сил Приморской группы войск ОКДВА от 19 июня 1937 года, арестованного как участника антисоветского военно-троцкистского заговора. В документе имеется информация о состоянии войсковых частей, расположенных в Манзовке, на ст. Мучная и в Халкидоне по состоянию на конец 30-х годов. Принимая во внимание данные протокола, можно составить некое представление о величине гарнизонов, о том, какие виды войск располагались на территории сел нашего района. Но, пожалуй, главное, что помогает оценить документ – это работу репрессионной машины. О  Флоровском Иване Даниловиче известно крайне мало. 1895(4) года рождения. Комдив. Арестован – 10.06.1937г. Приговорен к высшей мере наказания  - 25.03.1938г. Тогда же приговор приведен в исполнение. Реабилитирован посмертно 05.01.1957г. На момент ареста являлся командующим ВВС Приморской группы войск ОКДВА.
Флоровский стал одной из многочисленных жертв масштабных сталинских политических репрессий в отношении командного и начальствующего состава РККА и РКВМФ в 1937-1938гг. Тотальная чистка армии началась весной 1937 года с уничтожения «банды преступников и диверсантов», во главе с маршалом М.Н. Тухачевским составивших «военно-фашистский заговор» с целью проиграть войну с Германией и реставрировать в стране капитализм.Жертвами беззакония и фальсифицированных обвинений стали тысячи командиров и бойцов.
Комдив Флоровский вместе с начальником ВВС ОКДВА комкором  А.Я. Лапиным, начальником штаба ВВС Приморской группы полковником Ж.Я. Режинским и многими другими был арестован и расстрелян как  «участник» разветвленного «военного заговора» и «японский шпион и диверсант».
Протокол допроса И.Д. Флоровского  - документ объемный, включающий подробное описание «вредительских» мероприятий, которые подорвали военную готовность авиачастей Приморской группы. Ознакомиться с его полным текстом  в Интернете может любой желающий. Мы же приведем из него только отрывки, касающиеся положения дел в воинских гарнизонах на территории Черниговского района.
№ 58658
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Направляю протокол допроса арестованного участника антисоветского военно-троцкистского заговора ФЛОРОВСКОГО И.Д. — бывшего начальника военно-воздушных сил Приморской группы войск ОКДВА — от 19 июня 1937 года.
Нарком внутренних дел Союза ССР ЕЖОВ
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА И.Д. ФЛОРОВСКОГО
от 19 июня 1937 г.
Начальник воздушных сил Приморской группы войск, комдив чл. ВКП(б) с 1917 года.
Вопрос: Что Вам известно о вредительстве участников военно-троцкистского заговора в тяжелой авиации.
Ответ: Установка на невозможность оперативного использования тяжелой авиации на Дальневосточном театре военных действий, ЛАПИНЫМ проводилась активно. Основными его мотивами было: крайне дождливое лето на ДВК, обилие туманов и ограниченное количество земельных участков, годных под аэродромы. Что касается зимнего периода, то ЛАПИН считал, что зимой подготавливать тяжелые самолеты типа ТБ-3 к полетам очень трудно, да кроме этого требуется много времени. Считаю, что на этом основании в составе ***Приморской группы нет ни одной единицы тяжелой авиации, как видно ЛАПИНУ удалось провести свою точку зрения. На самом же деле в Приморье в районе, заключенном между пунктами Уссури, К-Рыболов, Константиновка, Ворошилов, Тарасовка, Сысоевка, Большой Ключ и Уссури, имеются прекрасные условия для расположения тяжелой авиации, тем более что и климатические условия Приморья обеспечивают успешные действия тяжелой авиации***.
Установка ЛАПИНА на невозможность использования тяжелой авиации на ДВК, привела к тому, что 5-й авиадесантный полк, расположенный в Мучной не имеет положенной тяжелой авиации.
В составе полка числятся 26 тяжелая эскадрилья, которая в данное время не укомплектована личным составом. Вместо 12 самолетов типа ТБ-3, полученных по табели, имеются только четыре самолета ТБ-3.
Таким образом, бойцы парашютисты 5-го авиаполка не могут быть использованы в составе всей своей массы во время войны. На 4-х самолетах ТБ-3 авиадесантный полк не поднять. За 1935 и 1936 г.г. не было ни одного случая подъема в воздух сразу всего авиаполка.
В 1935 и 1936 г.г. 5-й авиаполк вместо 1000 парашютов имел только 200 штук.
Авиадесантный полк формируется с 1 мая 1936 года и по настоящее время не устроен. Нет складов для парашютов, вооружения, огнеприпасов, нет учебной базы, отсутствуют квартиры для командного состава, казармы, гаражи и др. специальные здания.
…**К основным оперативным** *аэродромам* Ильинское, К-Рыболов, Ключи, Жариково, Поповка, Хорольское, Липовцы, Галенка, Покровка, Новожастово, Бильмановка, Старое и Новое Вознесенское, Абрамовка, Кремово, Осиповка, Ширяево, Ляличи, Манзовка, Мучная, Спасский аэродромный узел, Антоновка, Шмаковка и Уссури *подъездных путей не имеется*. Весной и осенью, а также и в дождливое время дороги к этим аэродромам размякают и совершенно становятся непроходимыми для транспорта. И в этом деле члены нашей организации обходили вопрос в титулах по дорожному строительству. Нам удалось убедить многих в том, что авиация летает не по дорогам, а по воздуху и не следует вкладывать в землю огромные средства, в то время, как эти деньги можно обратить на другие нужды.
Настойчиво проводя линию в том, чтобы ****не строить подъездные пути****, мы с нашей организацией решили крайне важную задачу. На случай войны и по ходу отдельных операций авиация Приморья и часть Приамурья (т.е. та, которая должна прибыть в Приморье в первый день и последующие дни войны) терпела бы огромное поражение при своем перебазировании.
Вопрос: Расскажите, в каких условиях хранятся мобзапасы бомб авиачастей Примгруппы.
Ответ: Под предлогом того, что авиабомбы иметь всегда наготове для подвески под самолетом, ЛАПИН указал, что бомбы в складах не хранить, а держать их на аэродромах под открытым небом. *Начальник артиллерии РОГОВ*, это умело использовал для прикрытия своих вредительских действий. РОГОВ хранил под открытым небом бомбы на артскладах в Халкидоне, Галенка и разъезде Партизан. На оперативных аэродромах в Ильинске, К-Рыболов, Жариков, Старая и Новая Бильмановка, Покровка и Мучная хранится с 1934 и 1935 г.г. около ста двадцати вагонов бомб. На складах Халкидон и Галенка хранится под открытым небом около 50 вагонов бомб.
… Хранение бомб под открытым небом, значительную часть последних привело к негодности, стала появляться ржавчина на корпусах. Бомбы стали терять из-за раздутия корпусов нормальный полет при сбрасывании с самолета, чем нарушается точность попадания в цель. Надо считать, что бомба не будет давать положенного ей взрывного действия.
Вопрос: В каком состоянии находится метеорологическая служба в авиачастях Примгруппы.
Ответ: Я, ЛАПИН, МИРОНОВ, ГЛАЗУНОВ и ЮНГМЕЙСТЕР хорошо учитывали в своей вредительской работе необходимость разрушить эту службу.
…Денежные средства штаб ВВС ОКДВА на оборудование метеостанции не отпускал в нужной потребности для частей. Снабжение водородом и шарами-пилотами шло с большими перебоями. Командиры частей, производя ночные или дневные полеты, знали о состоянии погоды только над своим аэродромом, а что делается в радиусе 10—15 км, не было известно. Это приводило к гибели материальной части и к смертельным жертвам летного состава.
23 августа 1934 г. под руководством ЮНГМЕЙСТЕРА на аэродроме в Мучной в 28-й эскадрильи было выпущено в воздух 11 самолетов с опытными летчиками и наблюдателями. Около 24 часов 23 августа, разразился большой силы тайфун с обильным дождепадом. Самолеты разметало по разным местам Приморья. Один экипаж бросило на землю, погиб летчик и наблюдатель. Второй самолет сел у бухты Ольги и спустя некоторое время разливом потока горной реки самолет унесло в море, экипаж остался жив. Третий экипаж вынужденно сел у Амурского залива, два самолета сели в долине реки Даубихе, шестой экипаж едва не залетел в Манчжурию, но, восстановив ориентировку сел севернее Спасска, остальные самолеты имели вынужденные посадки на аэродромы Спасского узла…
Протокол читал, записано с моих слов правильно — ФЛОРОВСКИЙ.
Допросил:
Нач. ОО ГУГБ НКВД 19-го Стрелкового Корпуса —
Ст. лейтенант госбезопасности КОСТЮК
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 316. Л. 50—61. Подлинник. Машинопись.
Как старший лейтенант госбезопасности Костюк добился подписи такого Протокола комдивом Фроловским? «Выбивались» ли показания или
были добыты обманом? Неизвестно. Но посмертная реабилитация комдива в 1957 года однозначно дает понять, что дело в отношении него и других «шпионов» и «диверсантов» было сфабриковано.
Тем не менее, Протокол допроса И.Д. Флоровского является достоверным источником информации, который подтверждает что  на территории Черниговского района в конце 30-х годов прошлого века располагались крупные авиачасти. В Манзовке действовал оперативный аэродром. В Халкидоне  - склад вооружения. В гарнизоне Черниговки располагался 5-й авиадесантный полк, в состав которого входила 26-я тяжелая эскадрилья, и 28-я эскадрилья наблюдателей.
Информация подтверждается в книге А. Суконкина «Развитие десантных частей в Приморье»:  …В 1936 году в поселке Черниговка на базе отряда был сформирован 5-й отдельный авиационный десантный полк, командиром которого назначается Н.Е. Тарасов. Численность полка составляла порядка тысячи человек. В то время Черниговка представляла собой настоящий аэродромный узел, в составе которого находилось несколько аэродромов, на которых базировались бомбардировочные полки, что позволяла в полной мере проводить учебно-боевые прыжки.
К лету 1938 года было принято решение сформировать на базе имеющихся воздушно-десантных частей (теперь стал применяться такой термин - воздушно-десантные) однотипные бригады с организационно-штатной структурой, схожей со структурой общевойсковых частей. В Черниговке 5-й полк был переформирован в 211-ю воздушно-десантную бригаду. С началом формирования в 1941 году воздушно-десантных корпусов, 211-я бригада в полном составе убыла в Житомир и вошла в состав 1-го ВДК Украинского военного округа…