В Сибирцево закрыли школу № 164. Закрыли как-то тихо, суетливо. Сначала в мае коллективу учителей и родителям сообщили о реорганизации школы путем присоединения к школе № 9. Однако заверили, что школа будет продолжать существовать, по крайней мере, будут работать классы начальной школы. А в конце августа, буквально за неделю до начала нового учебного года учеников начальной школы тоже расформировали по классам соседних поселковых школ. 1 сентября впервые за 57 лет существования в школе № 164 не прозвенел школьный звонок.  Опустевшее здание школы, судя по всему, уже не дождется своих учеников. В 1954 году, когда состоялось открытие этого образовательного учреждения за парты сели 602 школьника. В прошлом учебном году в школе «девятилетке» учились только 83 ученика. В 2011г. – школу фактически закрыли.
Официально в Постановлении Главы Черниговского района № 85 – ПА от 16 мая 2011 года говориться о реорганизации МОУ «Основная образовательная школа № 164» путем присоединения к школе № 9 п. Сибирцево. Основание - оптимизация расходов системы образования.
Что такое оптимизация?
Не подумайте лишнего, эту самую оптимизацию придумали не у нас в Черниговском районе, и даже не в Администрации Приморского края – это общероссийский процесс. Оптимизация, если говорить по-простому, - это выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Оптимизация расходов в сфере общего образования – выбор самого эффективного варианта функционирования школ, при котором дети смогут получить качественное образование, учителя - высокую зарплату, и при этом не будет излишних трат на раздутый штат педагогов, обслуживающего персонала и организацию учебного процесса.
Насколько результативно работает образовательное учреждение, оценивается, главным образом, по тому насколько эффективно расходуются бюджетные средства. На образование каждого школьника должен тратиться примерно одинаковый объем средств. Установлены специальные нормативы данных расходов для образовательных учреждений в сельской и городской местности. В частности, в деревнях и селах на одного учителя должно приходиться минимум 15 учеников. Если меньше, то всё – неэффективное расходование средств. Значит, школы, в которых действуют классы по 2,3, 6,12 человек – автоматически попадают в разряд образовательных учреждений, в которых неэффективно тратятся бюджетные деньги. Школа № 164 – как раз одна из таких, тем более что располагается она в поселке городского типа, то есть формально относиться к городским школам, в которых норматив комплектования класса - 25 человек.
- У нас есть план по оптимизации расходования бюджетных средств, - объясняет начальник Управления образования Черниговского района Сергей Михайлович Сысолов. 38 млн. рублей затрат у нас признаны неэффективными расходами. Сейчас педагогам заработную плату подняли на 30% . Дополнительных средств на это нам не выделят, всё должно идти за счет выделенного фонда оплаты труда. Чтобы оптимизировать расходы, мы вынуждены принимать меры, например, проводить сокращение штатов. Мы упираемся, как можем, но существуют определенные требования по эффективным расходам. Мы вынуждены их выполнять.
Реорганизация
Если деньги тратятся неэффективно, значит надо оптимизировать траты. Школу реорганизовали. Учащихся среднего звена расформировали в школы № 5 и № 9, а младшеклассников обещали оставить в здании 164 -й школы. Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
- Мы планировали оставить в 164-й школе начальные классы. Но, накануне начала нового учебного года и в 164-й школе и в 9-й школе возникли проблемы с кадрами, - говорит С.М. Сысолов. - В пятой школе открылся дополнительный класс начальной школы. Учителю из 164-й школы предложили пойти туда работать, она согласилась. Написала заявление об уходе и педагог первого класса в 9-й школе. Учить детей стало просто некому. Мы обходили родителей и приняли решение все-таки продолжать обучение детей уже на базе 9-й школы. Организовали подвоз детей автобусом. Если говорить объективно, то в 9-й школе база лучше. Там в отличие от 164-й школы есть спортзал, мастерская для мальчиков. Кроме того, 164-я школа не соответствует некоторым нормативам, так котельная в школе расположена в основном здании, что запрещено нормами безопасности. Принятое решение на наш взгляд, правильное.
- С точки зрения менеджмента решение о реорганизации 164-й школы обосновано, - соглашается директор школы № 9 Валентина Петровна Колмакова. – На небольшом участке Сибирцево работают три школы: № 5, № 9, № 164. При этом проектные мощности всех школ не задействованы в полной мере. Например, у нас в школе по проекту – 600 учеников, а обучаются всего 372 ученика. В 164-й школе было всего около 80 учеников. Экономически не выгодно содержать такие маленькие школы. При том, что расстояние между 164-й школой и нашей 9-й - всего 1,5 км. Конечно, с житейской точки зрения позиция родителей понятна. Каждому хочется, чтобы ребенок учился рядом с домом. Но мы постараемся, организовать процесс подвоза детей автобусом, таким образом, чтобы всем было удобно.
На бумаге - реорганизовали, в действительности - закрыли
164-я школа прекратила существовать как юридическое лицо, все ее права и обязанности были переданы 9-й школе. Школы № 164 –больше нет. Но на бумаге, официально – образовательное учреждение всего лишь реорганизовали.
Знаете, в чем несомненные плюс реорганизации? В том, что ее проведении мнения местных жителей о закрытии школы можно и не спрашивать. Закон «Об образовании» запрещает только ликвидацию школы без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данной школой. Если бы 164-ю школу официально ликвидировали, то пришлось бы спрашивать мнение сибирцевцев. А они уж вряд ли бы согласились на закрытие школы, пусть даже малокомплектной и экономически неэффективной. Поэтому речь шла о реорганизации. Так удобнее учредителю – можно самостоятельно принимать решение о целесообразности существования школы. К тому же о полном закрытии учреждения заговорили только перед самым началом нового учебного года. Такая «спонтанность» вызвала определенную социальную напряженность среди родителей, учеников, коллектива школы.
- Нам только в августе объяснили, что школа работать не будет, учителей нет, работать некому, - рассказывает мама экс - ученика 4 класса школы № 164 Анна Корчевская. – Мол, никто сюда идти работать не хочет. Детей перевели в 9-ю школу. Я очень хотела бы, чтобы мой ребенок продолжал учиться в своей школе. 4-й класс – не время менять обстановку, учителя. Да и добираться до новой школы нам не очень удобно, даже если детей возит автобус.
- Я хочу, чтобы школа осталась, пусть ее восстановят - поддерживает мама двух экс-учащихся закрытой школы Евгения Малышенко. – У меня младший ребенок ходит во второй класс. Ребенок маленький. Приходится в 9–ю школу ездить на автобусе. В пятницу пришли – автобус так и не пришел. Мы развернулись, пошли домой. А что зимой будет? Да и здание школы хорошее, оно, что пустовать будет? По России школы новые открываются, садики, а у нас, что? Дети поселку не нужны уже?
«Реорганизация» школы больно ударила по коллективу учреждения образования. С любовью «выстроенная» школа, внутриколлективные отношения, отношения с учащимися, все вдруг оказалось разрушенным.
- Говорили о реорганизации, а на деле все оказалось ликвидацией, - с болью в голосе рассказывает директор школы № 164 Ольга Михайловна Волкова. - 31 мая мы предупредили работников о сокращении. Продолжали готовить школу к началу нового учебного года. Столько денег влили – летом сделали ремонт, укомплектовали классы, и в итоге, школу закрыли. В школе трудились 13 учителей. Все, естественно восприняли новость о реорганизации отрицательно. Кто-то трудоустроился, а кто-то не может найти работу. Например, наши учителя физкультуры и биологии не устроены.
О полном закрытии школы нас предупредили в самый последний момент – 25 августа. Родители сначала митинговать стали, а потом затихли. Детей обещали возить, но организация подвоза сопряжена со множеством проблем. Что будет зимой?
Нам очень жаль, что школа прекратили свое существование. Школа работала с 1954 года. У нас был очень дружный коллектив. Дети в нашей школе находили себя. Так получалось, что у нас в большинстве своем учились дети, которые не могли ужиться в больших школах. Нам очень жаль.
Итак, школу закрыли по экономическим соображениям. Теперь всех волнует вопрос, что произойдет с имуществом школы, и главное, зданием. Закон «Об образовании» говорит, что любая приватизация в сфере образования запрещена.
- Имущество школы находится в оперативном управлении, - объясняет начальник Управлении образования С.М. Сысолов – Здание школы на безвозмездной основе будет передано администрации Сибирцевского городского поселения. Предполагается, что там будет организована кружковая работы для детей, работа клубных формирований.
Говорят, что надежда умирает последней. До сих пор педагогический коллектив 164-й школы, некоторые родители и ученики надеются на восстановление образовательного учреждения. Уж очень много вопросов вызывает тихое, без огласки закрытие школы с более чем полувековой историей.