Летчики не умирают, они улетают в вечностьВ Приморском крае находится около 200 воинских захоронений участников Второй Мировой войны. Преимущественно это могилы военнослужащих, погибших в период войны с Японией. Потери Советской армии тогда составили более 12 тысяч человек. На территории Черниговского района тоже есть несколько воинских захоронений. Одно из них находится на окраине Горного Хутора. В братской могиле на юго-восточной окраине села похоронены военнослужащие 281-го отдельного транспортного авиационного полка 9-й воздушной армии 1 Дальневосточного фронта.
Захоронение обнесено скромной металлической оградой, а вместо памятника на могиле установлено заднее крыло — стабилизатор самолета МиГ, на котором краской под пятиконечной звездой написаны фамилии погибших. Всего 9 фамилий: Чернышев?В., Козлов?М., Жаринов?В., Русин?А., Пастарнаков?Д., Илюхин?Ф., Кафанов?Н., Ольшанский?Г., Дороленко?А.
В паспорте памятника значится, что в 1945 году 25 августа при выполнении боевого задания самолет 281 ОТАП во время возвращения на аэродром базирования в Черниговку из-за сложных метеоусловий столкнулся с сопкой. Экипаж погиб. Останки самолета и экипажа были найдены лесничим. Погибших захоронили на возвышенности у села Горный Хутор. Фамилии членов экипажа были уточнены в архиве министерства обороны. Памятник и оградку установили военнослужащие в/ч 19745. До 2008 года черниговские летчики ухаживали за могилой. После расформирования части заботу о захоронении взяли на себя школьники и жители села.
Летчики не умирают, они улетают в вечностьС момента погребения военнослужащих прошло уже 69 лет. Давно нет свидетелей тех похорон. Часть информации утеряна. Зато с открытием архивов министерства обороны удалось найти новые данные о тех, чьи фамилии значатся на памятнике в Горном Хуторе. И далеко не все материалы ЦАМО подтверждают официальную версию о гибели летчиков.
Что известно о погибших
В Черниговском военкомате хранится именной список безвозвратных потерь личного состава 281-го отдельного транспортного авиационного полка за период с 9.08.1945 г. по 1.09.1945 г. В списке 9 имен:
—?Чернышев Василий Георгиевич — лейтенант, командир корабля 1922 г.?р.,
—?Козлов Михаил Ильич — мл. лейтенант, летчик 1922 г.?р.,
—?Жаринов Владимир Акимович — мл. лейтенант, штурман 1925 г.?р.,
—?Русин Антон Павлович — мл. лейтенант, штурман корабля 1917 г.?р.,
—?Пастарнаков Дмитрий Андреевич — техник-лейтенант, бортовой авиационный техник, 1911 г.?р.,
—?Илюхин Федор Яковлевич — старший сержант, авиационный механик, 1922 г.?р.,
—?Кофанов Николай Степанович — старшина, авиационный механик, 1914 г.?р.,
—?Ольшанский Григорий Иванович — старший сержант, радист, 1922 г.?р.,
—?Дороленко Анастасия Гавриловна — сержант, моторист, 1922 г.?р.
Датой гибели всех значится 25 августа 1945 года. Впрочем, эта дата может быть и датой захоронения.
Информация из воспоминаний участников войны с Японией
По официальной версии экипаж самолета возвращался на аэродром базирования в Черниговку. Однако, каких-либо подтверждающих это документов нет. Некоторую информацию о 281 ОТАП и его служащих удалось найти в воспоминаниях участников войны с Японией в 1945 году.
По воспоминаниям Крутских Дмитрия Андреевича — генерала-полковника авиации, в августе 1945 года бывшего командиром авиадесантного отряда по взятию г. Гирин … « к исходу 16 августа в район ж.-д. станции Мучная сосредоточились десантники 145?й роты спецминирования 46?й инженерной бригады. С 8 августа здесь находились другой отряд десантников и отдельные разведроты. На аэродроме в п.Хороль была сосредоточена транспортная авиация 281?го авиатранспортного полка 9?й воздушной армии (командир — майор авиации Четвертаков. Возможности авиаполка (7 самолетов)»…
Николай Константинович Шутт — участник советско-японской войны 1945 года в должности помощника командира 281?го отдельного транспортного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (1?й Дальневосточный фронт) вспоминал: «16 августа десантные отряды сосредоточились в районе аэродромов Мучная и Хороль. Семь самолетов 281?го авиационного транспортного полка находились в постоянной готовности к вылету.
19 августа так же высаживался десант в район города Гирин (отряд под командованием подполковника Д.?А.?Крутских и представителем штаба ДВФ полковником В.?П.?Лебедевым, всего более 200 человек). В первом эшелоне высаживалось 145 человек. Десантники быстро захватили аэродром, подавили сопротивление японцев, затем на захваченных машинах выехали в город Гирин, где приняли капитуляцию 2?й пехотной бригады японцев и войск Манчжоу-Го. Действия этого десантного отряда были омрачены падением самолета, доставлявшего на аэродром группу второго эшелона десанта, в результате чего погибли десантники и экипаж во главе с командиром 281?го авиационно-транспортного полка майором Четвертаковым»…
Летчики не умирают, они улетают в вечностьНа вооружении 281 ОТАП стояли транспортные самолеты Ли?2. Это подтверждает текст наградного листа на Пастарнакова Дмитрия Андреевича: … «вверенную ему материальную часть самолета Ли?2 с мотором М?62 Ир всегда содержит в полной боевой готовности»…
Ли?2 — советский военно-транспортный самолёт. В варианте «транспортника» экипаж Ли?2 состоял обычно из 4–5 человек.
Новая информация их открытых архивов
В выложенном в открытый доступ приказе главного управления кадров народного комиссариата обороны СССР от 24 сентября 1945 года из списков Красной армии, как пропавшие без вести, погибшие и умершие от разных причин исключены среди прочих — Чернышев?В.?Г., Козлов?М.?И., Жаринов?В.?А., Русин?А.?П. и Пастарнаков?Д.?А.?Причиной выбытия у всех значится — «не вернулся с боевого задания 21.08.1945 года». В графе — место захоронения — прочерк.
Эти офицеры, действительно могли являться членами одного экипажа и погибли вместе 21 августа, когда возвращались с территории Китая на аэродром в Черниговке.
Дату смерти старшего сержанта Илюхина содержит «Именной список безвозвратных потерь по Марьинскому району Сталинской области», откуда и призывался военнослужащий. Согласно этому документу Федор Яковлевич погиб 22 августа 1945 года. В графе «где похоронен» также стоит прочерк.
Никакой информации о радисте Ольшанском Григории Ивановиче, кроме как в отчетных документах Черниговского военкомата найти не удалось.
А вот данные о Кофанове Николае Степановиче, найденные в архиве Министерства обороны полностью опровергают информацию о его захоронении в Горном Хуторе. Согласно списка погибших и пропавшего без вести рядового и старшинского состава и копий извещений родственникам, Кафанов Николай Степанович, механик авиационный старшина 281 транспортного авиационного полка в 22 БАО погиб в бою 22 августа 1945 года и похоронен в 35 км северо-западнее города Гирина.
9 воздушная армия, в которую входил 281 транспортный авиаполк в составе 1?го Дальневосточного фронта развивали наступление в направлении городов Гирин и Чанчунь. В этих городах похоронены многие военнослужащие 281 ОТАП. В том числе и командир 281 транспортного полка — майор Ефим Уварович Четвертаков.
Информация о механике Дороленко Анастасии Гавриловне крайне противоречива. Из текстов запросов в Министерство обороны известно, что она в годы войны окончила ШМАС (школу младших авиационных специалистов) Амурской области. Однако в справке Архива МО за 1962 год указано, что в штатно-должностном списке и выписках из приказов 281 отдельного транспортного смешанного полка Дороленко?А.Г. не значится.
В книге Памяти Приморского края Дороленко Анастасия Гавриловна считается пропавшей без вести в октябре 1944 года в Венгрии.
Так что вопрос: действительно ли все упомянутые на памятнике, захоронены в братской могиле в Горном Хуторе - остается открытым.
Слава Героям
По большому счету, не важно, где точно захоронены погибшие военнослужащие. Для нас, главное не забывать о них. Без сомнения все они были достойными людьми и настоящими героями.
В наградном листе Чернышева Василия Георгиевича, где он представляется к награждению орденом Красной Звезды, его командир писал …« в полете решителен, инициативен, растущий летчик. Летать любит и летает уверенно. Систематически летает на выполнение боевых заданий днем по переброске личного состава на передовые аэродромы. За период военных действий совершил 13 боевых вылетов, где произвел 55 посадок на передовых аэродромах Маньчжурии. Его экипаж является одним из передовых в полку. Перевезено груза — 16 тонн, людей — 400 человек.
К боевым наградам были представлены также — Козлов?М., Жаринов?В., Русин?А., Пастарнаков?Д. и Илюхин?Ф.?Получить ордена и медали герои не успели. Погибли.
О победе над Японией они так и не узнали. Самой главной победой их жизни стала Победа в Великой Отечественной войне. Спустя 69 лет в день Победы во Второй мировой войне в сентябре к их могиле придут жители Горного Хутора. Память о героях — летчиках, как и память о Великой Победе до сих пор живет.
Летчики не умирают, они улетают в вечностьЛетчики не умирают, они улетают в вечность