«Время ожидания автобуса прямо пропорционально неблагоприятности погодных условий» - забавный афоризм какого-то сатирика. Учитывая работу общественно транспорта в нашем районе, цитату следует читать по-другому: время ожидания автобуса прямо пропорционально дотационным перечислениям  из бюджета поселений района МУП АТП. Мало денег – нет автобусов, поэтому и приходится жителям района либо часами стоять на остановке в ожидании муниципального транспорта, либо пользоваться услугами частных извозчиков. Найдет ли эта проблема свое решение  - неизвестно.  Где автобусы, ау?
- Я живу в районе Мехзавода, - рассказывает жительница Черниговки Татьяна Ильинична Бартенева. – Добраться на работу в центр села в последнее время невозможно. Мы не можем уехать ни в рабочие дни, ни в выходные. Автобусы почти не ходят. Приходится ехать на такси. Проезд от Мехзавода до центра в одну сторону стоит 80 рублей. Чтобы было выгоднее, оплачиваем услуги такси в складчину. 80 рублей  - все-таки весомая сумма для тех, у кого невысокая зарплата. Да у нас в Черниговке по-моему у большинства людей зарплата в пределах 10 тысяч рублей, а то и меньше. Проблему с движением автобусов надо срочно решать. Ситуация уже невыносима.
Татьяна Ильинична возмущается обоснованно. Автобусы по Черниговке ходят с большими перерывами. Сидеть на остановке в ожидании иногда приходится, без преувеличения, по несколько часов.  Ситуация критическая и требует скорейшего исправления. Тем более что до начала нового учебного года остались считанные дни. С 1 сентября пассажиропоток увеличится в несколько раз за счет школьников.
Между тем, даже при отсутствии регулярного автобусного движения черниговцам добраться до места работы или учебы все же несравнимо проще, чем жителям других сел и поселков нашего района.
- Мы не можем добраться из Абражеевки  в другие населенные пункты на автобусе, - возмущается Надежда Владимировна Шадалая. – В июле автобус «Абражеевка-Сибирцево» если один раз к нам приехал, и то хорошо. У нас в поселке умер фельдшер. К нам теперь хоть и приезжает врач из Сибирцево, но ФАП все время закрыт. Аптеки у нас нет.  Как нам добираться в больницу, ездить за лекарствами?! У нам в Абражеевке даже за телефон заплатить негде. Нет у нас ни банкоматов, ни автоматов.
Я инвалид 2 группы. Выписалась из больницы 18 июля. И не могу с тех пор попасть на прием к врачу. Проезд на такси из Абражеевки до Сибирцево на автобусе – 24 рубля. На такси туда и обратно - 860 рублей! За эти деньги можно во Владивосток съездить и обратно. Денег такси нанимать, у меня нет. Лекарства уже кончились. Автобус не ходит и никто не знает, будет он или нет. Все деревней ходим на остановку по средам и пятницам и обратно ни с чем возвращаемся. Это издевательство. Один раз доехали на автобусе в Сибирцево, а назад нас везти водитель наотрез отказался. Пошли к маршрутному такси, скинулись, нас шесть человек было и вскладчину доехали. Водитель говорит: «Дороги плохие».   Из-за строительства этого трубопровода, всю дорогу разбили. А нам что делать? Хоть ложись да помирай.
Не лучше ситуация в Халкидоне и Орехово Сибирцевского городского поселения. Жители этих населенных пунктов тоже вынуждены пользоваться услугами такси, так и не дождавшись рейсового автобуса.
- У нас уже третий месяц не ходят автобусы,- говоритОксана Алексеевна Клочкова, жительница села Орехово. -  Писали Седину, в район и даже губернатору. Из департамента транспорта пришел ответ, что наше письмо перенаправили главе Сибирцевского поселения, что бы он дал нам ответ. Пока ждем.  Автобусное сообщение у нас больной вопрос. Выкручиваемся, как можем. Приходим на остановку, скидываемся и вызываем таки. Только таксисты к нам в Орехово не очень охотно ездят.  Говорят, что дороги плохие. Подняли плату за проезд. Теперь доехать до Сибирцево стоит 290 рублей. До станции – 310 рублей.
Людей пожилых много у нас, им в аптеку, в больницу надо. Около 30 человек ежедневно должны ездить на работу в Сибирцево. Как добираться? Вот у нас у почтальона зарплата маленькая, а надо 10 дней подряд в Сибирцево на уколы ездить. Где брать деньги?
Суть проблемы
Где брать деньги? – больной вопрос не только для пассажиров, вынужденных выкладывать свои кровные за проезд  на такси, но и для директора МУП АТП «Черниговское» Виктора Николаевича Немкова. Предприятие работает в убыток и давно не в состоянии выполнять свои обязательства перед жителями района. «Пациент скорее мертв, чем жив».
Учредителем черниговского транспортного предприятия является администрация  района. Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления»  районная власть должна обеспечить транспортное обслуживание населения только между поселениями. Задача администраций поселений - организовать движение  общественного транспорта внутри населенных пунктов и между ними в поселенческих границах.
Создавать транспортные службы в каждом поселении  - не выгодно, а частные компании к нам в район не спешат. Так что пока единственная возможность обеспечить транспортное сообщение в районе – сохраненить АТП. Но предприятие  не рентабельно, и чтобы он работало, ему требуются дополнительные денежные вливания. Проблема в том, что дотаций от поселений и района не хватает, чтобы покрыть все убытки местного перевозчика.
- Суть проблемы заключается в следующем, - объясняет директор АТП Виктор Николаевич Немков. – Уже в течение четырех лет не повышается тариф на пассажироперевозки и наше АТП не получает доходов. Во Владивостоке, Уссурийске, Находке тариф – 15 рублей, у нас  - 11. При этом стоимость соляры – 30 рублей. Постоянно дорожают запчасти. Мы не можем обновить автопарк. Нам уже фактически не на чем работать.
Тариф устанавливает администрация края. Мы неоднократно туда обращались, но оттуда идут одни отписки. Нам советуют увеличивать пассажирооборот. Как это сделать? Взять тот же рейс в Абражеевку. Автобус ходит туда два раза в неделю. 2 рейса в день. В 6 утра никто в Абражеевку не поедет, значит, автобус идет пустой, рейс убыточный. Там водитель забирает людей, отвозит их в Сибирцево. В обед везет пассажиров обратно и назад из Абражеевки – снова пустой, снова убыток. При этом дорога в Абражеевку такая, что у наших автобусов лопаются рессоры, лопаются козырьки фар. Сейчас у нас на ремонте стоят 5 автобусов, поездки срываются.
Чтобы компенсировать нам такие убыточные рейсы поселения выделяют нам деньги. Но не достаточно.
При этом чтобы «обуть» в резину один рейсовый автобус нам надо 70 тысяч рублей. Чтобы окупить эти расходы придется бесплатно перевезти по Черниговке 7 000 пассажиров. С учетом состояния наших дорог, прикиньте, сколько мы тратим на приобретение запчастей. Представьте, только перед тех.осмотром мы тратим 80-90 тысяч рублей на лобовые стекла. Кроме того, мы обязаны обеспечить безопасность пассажиров. У нас во всех автобусах установлен ГЛОНАСС. Автобусы старые. Купить новые не на что.
АТП предлагает администрациям поселений компенсировать разницу между существующим тарифом и реальными затратами. Например, себестоимость проезда по Черниговке  - без малого 14 рублей, при тарифе - в 11.  Цена билета на маршрут «Черниговка-Алтыновка» - 18 рублей, при себестоимости – 29. Но поселения выделяют гораздо меньше средств, чем требуется АТП.  У каждого - своя правда.
- АТП – это проблема, - говорит Глава Сибирцевского городского поселения Владимир Седин. -  Мы выплачиваем дотации районному предприятию из бюджета поселения. Причина – убыточный тариф, который не покрывает расходы предприятия. Таксист частник – сел и поехал, а АТП, как предприятие обязано оформить все документы, лицензию, обеспечить медицинский контроль водителей, техническое обеспечение и безопасность.
Повышение тарифа решит проблемы. Сделать плату за проезд  - 20 рублей, и все. С людьми общаюсь, люди кипят, согласны платить по 20, 30 рублей за проезд. А так, автобусов нет, и все должны платить за проезд таксисту 200 рублей. В департаменте края тариф не повышают.
В этом году мы перечисляем АТП 800 тысяч рублей. Пока заплатили только 500 тысяч, остальные - оставили на конец года. Но и это не спасает. Солярка дорожает, а тарифы стоят на месте. Предприятие дотируем, но все остается по-прежнему. Я мог бы эти 800 тысяч пустить на ремонт улиц, а вынужден – на автобусное сообщение тратить. Вот такая патовая ситуация. Наше поселение запланировало выделение денег на покупку автобуса, для сдачи в аренду АТП. Возможно, это хоть как-то спасет ситуацию.
- АТП – заложник ситуации с тарифами, - высказывает свою позицию Глава Дмитриевского поселения Валерий Трухно. - Тарифная политика края, заигрывающая с населением с одной стороны, с другой стороны,  может обернуться гибелью АТП. Что тогда мы все будем делать? На такси ездить? Проблем много. Но в других районах края еще хуже. Например, в Красноармейском районе транспортного сообщения нет. АТП нас пока спасет. Худо-бедно работает, конечно, бывает с перерывами, но сейчас уже более - менее.
- Снегуровское поселение  - высокодотационное, - рассказывает Глава Снегуровского поселения Владимир Скоробач. – Мы в состоянии выделить на дотации по маршруту «Абражеевка-Сибирцево» только 100 тысяч рублей. Но рейсы постоянно срываются. Не могу сказать, что у нас плохая дорога. Он находится в ведении «Примавтодора». Ее постоянно грейдируют и подсыпают. Она ни чуть не хуже дороги «Снегуровка –Реттиховка», по которой автобусные рейсы почему-то не срываются.
- АПТ не выполняет перед администрацией Черниговского сельского поселения свои обязательства, - утверждает Глава Черниговского поселения Владимир Вовк. – Мы выделяем в этом году дотации на сумму, заявленную директором АТП. При этом плановое количество рейсов не соответствует фактически произведенным. Вот данные за июль текущего года. Маршрут «Черниговка - Вадимовка» - по договору  - 156 рейсов, а сделали всего – 88. По Черниговке маршрут «1»: по договору – 858, выполнено – 600.  В совокупности по всем маршрутам: из 2073 рейсов выполнено только 1484!
В АТП подвижной состав в крайне неудовлетворительном состоянии. Работать фактически не на чем. На тех машинах, которые имеются, не закроешь все маршруты.
Здесь надо понимать социальную важность этот предприятия. Если есть воля, оно будет содержаться, будут изыскиваться деньги. На районном совещании все главы решили, что надо сохранить АТП. Мы готовы купить автобус. Но для этого мы должны иметь четкую уверенность, что предприятие будет работать, тогда мы найдет деньги. Ситуация сегодня весьма непонятная. Ходят слухи о продаже предприятия.
По факту невыполнения АТП своих обязательств нами заготовлена претензия. Нам постоянно обещают, что автобусы выйдут на линию. На деле – только обещания.  Сейчас пойдут школьники, люди из отпусков выйдут, что будет?
Хуже некуда
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело только мука.  Вроде и деньги из бюджета поселений выделяются, и районная администрация муниципальному предприятию помогает, а все по-прежнему - денег недостаточно. Опять же - низкий тариф на перевозки, плохие дороги, старый автопарк. А тут еще и слухи по району ползут, что АТП уже продали или вот-вот распродадут.
- Продали? Как можно продать МУП? – отвечает директор АТП Виктор Немков. – Могу сказать одно, у нас есть учредитель, это не от меня зависит. Я вам ничего конкретно не могу сказать. Я могу сказать, что МУП существует, для того чтобы оказывать услуги там, где частнику не выгодно. Но для этого бюджеты района и поселения должны быть так сориентированы, чтобы жители района не чувствовали проблем с пассжироперевозками. А получается, что?
Получается, что жители района не имеют возможности добраться в больницу, аптеку, в магазины, на работу. Ситуация не меняется. Совещание глав поселений при администрации района состоялось несколько месяцев назад, а воз и ныне там. Так что, пока власти краевые, районные, да поселенческие рядиться будут, жителям отдаленных сел, чтобы за лекарствами съездить или зубы вылечить,  впору будет на лошадях добираться.