IMG 0107В первое воскресенье августа железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник. Для жителей поселка Сибирцево – это особый день. Именно железной дороге этот населенный пункт обязан своим развитием, со стальной магистралью связано прошлое и настоящее Сибирцево, во многом зависит будущее. 
Особо значимое влияние на жизнь поселка оказало одно из старейших  его предприятий  - Сибирцевское локомотивное депо.  Депо  имеет славную историю, отсчет которой начался 1 декабря 1939 года.  Первый паровозы начали поступать в депо 1940 – м году. А в годы Великой Отечественной молодое предприятие уже работало сверх положенных мощностей.  Коллектив депо с достоинством выдержал испытания военного лихолетья. Это подтверждают не только официальные исторические справки, воспоминания ветеранов, но и  немногие документы из архива предприятия.    В отделе кадров локомотивного депо  до сих пор бережно хранятся Книги приказов по личному составу. Самая старая из них датирована июлем 1941 года. Информация в этих документах в основном касается фактов приема, приема или увольнения работников депо.  Однако сухие фразы приказов, зафиксированные небрежным подчерком на пожелтевших от времени страницах, тем не менее, ярко иллюстрируют жизнь работников предприятия в годы Великой Отечественной войны, делают из них реальных людей, способных как на трудовые подвиги,  так и на малодушные поступки.
Первая запись книги Приказов начальника паровозного депо Манзовка ДВ ж/д по личному составу была сделана 14 июля 1941 года. Война уже длилась больше 3-х недель.
Железнодорожное хозяйство, как и все промышленные предприятия Приморья, перешло на рельсы работы по условиям военного времени. Многие высококвалифицированные рабочие и инженеры, машинисты, кочегары, слесари  и другие специалисты были мобилизованы.
Им на смену пришли подростки, женщины, пенсионеры. Новые работники постигали азы профессии прямо на производстве.  Расширение кадрового состава  началось с первых дней войны.
Приказ № 77
Начальник паровозного депо станции Манзовка Приморской жд от 15/VIII/41 по личному составу:
Принять на работу М. Валентину Васильевну на должность аператора с 09.8.41 года.IMG 0113
Принять на работу П. Марфа Егоровна учеником слесаря с 09.8.41 г.
Принять на работу Н. Василису Тимофеевну учеником моториста с 12.8. 41 года.
Принять на работу Ф. Ольгу Яковлевну учеником счетовода с 15.8. 41 года
Принять на работу Ш. Евдокию Давыдовну учеником слесаря с 15.8.41 г.
Принять на работу С. Антонину Семеновну учеником лаборанта с 15.8. 41 г.
Рабочие кадры готовились и  филиалом Уссурийского железнодорожного техникума, ЖДУ-2 в селе Вассиановка. Железнодорожное училище выпускало электриков, слесарей и специалистов подвижного состава. Практиковались студенты прямо на производстве. На специальном поезде из двух вагонов их каждое утро доставляли в Манзовку. Группа слесарей занималась на литейном заводе, электрики – на электростанции, специалисты подвижного состава – в депо.
Вчерашние мальчишки и девчонки, домохозяйки, пенсионеры заменили опытных работников депо, которые уходили на фронт.  За годы войны из депо в армию было призвано более 820 человек.
Приказ № 98
Начальника паровозного Депо ст. Манзовка Приморской ДВ жд от 21/ X/1941 г.
 Считать уволенным с депо ст. Манзовка в связи с уходом в РККа машинистов Яковенко Ивана Сергеевича, Ильина Сергея Федоровича, Сударчук Ивана Фадеевича.
Приказ № 103
Начальника паровозного депо ст. Манзовка Приморского жд от 29/XI/41 г.
 В связи с призывом в РККа считать уволенными из депо ст. Манзовка следующих товарищей с 30/XI/ 41 г.:
1. Бабкин Емельян Демьянович
2. Панасюк Василий Устинович
Всего  в списке приказа № 103  значатся 44 фамилии.
В связи со значительным сокращением коллектива, в локомотивном депо остро встала задача повышения производительности труда. Среди  рабочих  промышленности  Советского Союза  массовое  распространение   получило движение    "двухсотников-трехсотников"    —    передовиков    производства, выполнявших дневные нормы на 200—300% и более. Каждый старался  работать  за себя и еще за одного - двух своих товарищей,  отца, брата, ушедших на фронт. Присоединились к этому движению и работники депо Манзовки.
Основные цеха депо работали в 2-3 смены, смена котельщиков составляла 15-16 часов в сутки. Для организации питания коллектива без отрыва от производства была открыта столовая, продуктами которую снабжало собственное подсобное хозяйство.
Приказ
Начальника паровозного Депо ст . Манзовка Приморского жд от 3-2-42 года № 16
IMG 0124Назначить на должность овощевода подсобного хозяйства тов. Е. Петра Васильевича с  1. II. 42 года с окладом в 450 рублей в месяц. Кроме того, аплатить 15% из суммы сверх планового дохода за овощи и за рассаду в парниках. Выдать спецодежду для работы в сезон 1942 года брезентовые штаны и резиновые сапоги.
Однако далеко не все работали в годы военного времени на износ. Были среди коллектива Манзовского депо и свои прогульщики, дезертиры и хулиганы. С такими -  разбирались в соответствии с законами военного времени.
Трудовые отношения в годы Великой Отечетсвенной войны регулировались Указом президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 года. Этот  Указ не только вводил 8-часовой рабочий день, но и предусматривал довольно жесткие наказания за опоздания, прогулы и самовольное оставление работы.
Так за прогул без уважительной причины виновники предавались суду и карались исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %.  Прогулом полагалось считать не только неявку на работу,  но и опоздание  более чем на 20  минут.
В тех случаях, когда осужденный за прогул к исправительным работам во время отбытия своего наказания совершал новый прогул, то его наказание заменялось тюремным заключением.
26 декабря 1941 года вышел еще один  Указ ВС СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий, который разрешал военным трибуналам карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве).
15 апреля 1943 г. на всех железных дорогах было введено военное положение. Все рабочие и служащие железных дорог объявлялись мобилизованными на период войны и закреплялись для работы на транспорте. Ответственность за проступки по службе они должны были нести наравне с военнослужащими Красной Армии.
Приказ № 82
Начальника Паровозного Депо ст. Манзовка Приморской Жд от 29/VIII/41г. по миханическому цеху    
Токарь К.  работал во 2-ю смену 26августа1941года апоздал на работу на 18 минут. Этим самым нарушил труд. дисциплину. Свое опоздание товарищ К. мативировал тем что проспал и апоздал на работу!
Приказываю: за опоздания на работу на 18 минут токарю К.  объявить строгий выговор с предупреждением. 
Приказ № 25
Начальника Паровозного Депо ст. Манзовка Приморской Жд от 25/II/42г. 
Сесарь Ш. Н.Ф. 22 февраля не вышел на работу без уважительных причин. Мотивируя тем, что поехал в Ворошилов при отъезде на Манзовку проспал и вышел на станции К-Рыболов. Приказываю: дело о прогуле слесаря Шелудякова передать для привлечения к уголовной ответственности
Приказ № 41
Начальника Паровозного Депо ст. Манзовка Приморской Жд от 17/IV/43г.
Т.Ефросинья Павловна прибывшая в депо по мобилизации Владивостокского ГК ВЛКСМ по окончании курсов кочегаров временно была назначена стрелочником тракционных путей. Но да начала работы стрелочником она была отпущена домой во Владивосток за приобретением спецодежды с условием возвращения на работу с 12 апреля 1943 года . К указанному времени она не явилась, не возвратилась она и в последующие дни. Этим самым Т. нарушила  приказ президиума верховного совета СССР от 26.12.41 года. На основании вышеизложенного приказываю дело самовольном уходе с производства передать в трибунал для привлечения Т. к судебной ответственности.
Война внесла коренные изменения в работу железной дороги. В годы войны существенно изменилась структура и направление перевозок по железным дорогам советского Дальнего Востока. Если до войны основной поток грузов был направлен с запада на восток, то в условия войны до мая 1945г. – с востока на запад.
Манзовское локомотивное депо, как и другие предприятия дальневосточной магистрали в годы войны было источником пополнения фронтовых железных дорог кадрами, локомотивами, инструментами.
С 1942 года работники манзовского депо начали осуществлять перевозки грузов на фронт.  Манзовские железнодорожники в составе паровозных колон резерва НКПС направлялись на  помощь коллективам Южно-Уральской и Караганской железных дорог. В депо Манзовка собирались и готовились к отправке на запад паровозы Серии Еа, поставленные союзникам по ленд-лизу.
Приказ № 188
Начальника Паровозного Депо ст. Манзовка Приморской Жд от 6/VIII/42.
На основании телеграммы от 1.42 г. откомандировать в распоряжение начальника депо Актолинск машинистов Ходырева, Полунина, Кожевникова, Варганова, Мартыненкова, Камского.
Все годы Великой Отечественной коллектив Манзовского локомотивного Депо самоотверженно выполнял трудовой и ратный долг в тылу и на передовой,  в соответствии с лозунгом тех лет: «Железнодорожный транспорт – родной брат Красной Армии». Свой вклад в Победу железнодорожники внесли в полной мере.
Свидетельств того, как в депо встречали 9 Мая, в книгах приказов по личному составу нет. Зато документы за 1945 год могут рассказать о работе предприятия и немного
о том, в каких условиях приходилось жить и работать манзовцам. О тотальном дефиците можно судить уже только по одному виду книги приказов, датированной 1 ноября 1945 года. Записи производились на оберточной бумаге – серой, волокнистой,  в ручную собранной в тетрадь.  Однако, несмотря на проблемы и трудности депо продолжало работать. Ушедшие на фронт специалисты начали возвращаться домой.
Приказ № 278 от 20. 12. 45 года
Начальника Паровозного Депо ст. Манзовка Приморской Жд
Вновь прибывшего демобилизованного из РККА Яковлева К. М. зачислить в штат депо в качестве помощника машиниста. Согласно телеграммы  НКИС от 25. 9. 45 г. выдать единовременное пособие  в размере 300 рублей.
Постепенно жизнь переходила на мирные рельсы…
Предприятие росло и развивалось. Сегодня локомотивное депо Сибирцево  имеет статус основного локомотивно-ремонтного предприятия  с тремя присоединенными ремонтными участками в Уссурийске, Ружино и Партизанске. Немалая заслуга в развитии предприятия принадлежит тем его работникам, которые начинали его историю  и выдержали суровые годы Великой Отечественной войны.
Орфография сохранена.