Как растет инфляция в Черниговском районеКак растет инфляция в Черниговском районе

Откройте любую газету, включите телевизор или радио: главная новость — кризис. Рубль «рухнул», цены растут как на дрожжах. По данным Росстата инфляция за 2014 год составила 11,4% процентов. Информация о росте цен в январе на продовольственные товары в разных источниках рознится от 7% до 45%. По информации приморских статистов в среднем самые необходимые товары подорожали на 10–20 процентов всего за две первые недели наступившего года. Насколько выросли цены на продовольственные и непродовольственные товары в Черниговском районе? Предлагаем отследить динамику роста цен по индексу «Навигатора».
Начиная с 2011 года «Навигатор-ДВ» проводит анализ ежегодного роста цен на продовольственные и непродовольственные товары в поселке Сибирцево и в селе Черниговка. Изменение цен мы отслеживаем по постоянному перечню, в который входят: сыры, хлеб, чай, подсолнечное масло, сосиски, мука, гречка, яйца, а также моющие средства, краска для волос, станки и кассеты для бритья. Выяснив, насколько в совокупности выросли цены на эти товары, с помощью индекса «Навигатора» измеряем скорость роста цен.
Результаты нашего исследования в сравнительной таблице. Наименования товаров не меняются из года в год, цены указываются наименьшие из обнаруженных. Время мониторинга — последняя неделя января.
Полигонами для исследования а в Сибирцево являются продуктовый магазин «шаговой доступности» по ул. Строительная и популярный магазин косметики, располагающийся в поселке. Цены на товары в Черниговке отслеживаются по ценникам в магазинах, располагающихся в центре села.
Набор продуктов, косметики и бытовой химии несомненно далек от набора потребительской корзины. В январе 2011 года, когда мы впервые фиксировали ценники в магазинах, нашей целью было просто сравнить цены в Черниговке и Сибирцево. Только в 2013 году на основе имеющихся данных мы начали отслеживать уровень инфляции по району. Для чистоты эксперимента первоначальный набор товаров было решено не менять.
Сравнительная таблица цен на продукты и непродовольственные товарыИтак, исходя из цен на товары в сравнительной таблице, за прошедший год по Черниговке цены выросли на 27,2%, в Сибирцево — на 19,34%. В целом по району цены подскочили на 23%. Разница цен в магазинах районного центра и железнодорожного поселка объясняется тем, что в некоторых торговых точках еще продолжается реализация товаров «старого» завоза. На самом деле ценники меняются почти каждую неделю, а цены у поставщиков одинаковые. Реальная разница между ценами в Сибирцево и Черниговки не значительная.
23% — все же впечатляют. По данным специалистов Примстата рост цен действительно «космический». Только за месяц с 29 декабря 2014 года по 26 января 2015 года в среднем в Приморском крае говядина в цене выросла на 5, 8%, свинина — на 2,3%, куры охлажденные и мороженые — на 2,9%, сосиски сардельки — на 7,5%, колбаса полукопченая и варено-копченая — на 7,8%, колбаса вареная — на 8,1%, тушенка говяжья и свиная — на 4,3%, масло сливочное — на 4,1%, сметана — на 4,8%, молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности — на 2,3%, сыры — на 5,2%, яйца куриные — на 5,9%. Чай черный байховый подорожал с декабря по январь на 7%, соль — на 5,3%, хлеб и булочные изделия из муки 1 и 2 сорта на 7%, рис — на 8,2%.
Но ведь продукты начали резко расти в цене еще с ноября. Статистика выявила товары-рекордсмены. Всего за два месяца с начала ноября по 26 января сахар — песок подорожал в среднем на 27,2%, гречка-ядрица — на 28%, картофель — 23,5%. Огурцы свежие подпрыгнули в цене к декабрю на 40%, а к январю - выросли еще на 2,4%, помидоры с ноября до Нового года поднялись цене на 28,8%, а уже в январе подпрыгнули еще на 10,6%. Яблоки за два прошедших месяца выросли на 28%.
Данные статистов, очень усредненные. Но каждый из нас ведет собственные подсчеты, которые порой говорят о повышении цен на некоторые продукты на 50, 70, а то и 100%.
Однако, несмотря на рост цен, продуктовые магазины пока не испытывают недостатка в покупателях. Кризис кризисом, а «кушать хочется всегда». Хотя «средний чек» одной покупки стал гораздо скромнее. Доходы граждан остались на том же уровне, в отличие от цен на продукты.
—?Меньше стали покупать,?— жалуется Ольга, продавец продуктового магазина в центре Сибирцево.?— Цены выросли сильно. Сахар еще в декабре стоил около 40 рублей, а теперь 69–71 рубль. Раньше люди колбасу палками брали, теперь просят отрезать кусочек. По-прежнему пользуются популярностью окорочка, а вот цыпленка теперь берут целиком, а не по частям на подложках. Так дешевле. Фрукты поштучно люди покупают. Печенье подешевле, без изысков.
В аптеках даже несмотря на подорожание лекарственных препаратов, спрос заметно не упал. Лечиться-то все равно надо. А зимой, в период простуд и гриппа без таблеток и микстур не обойтись. Некоторые люди поспешили запастись лекарствами впрок, опасаясь их дальнейшего подорожания.
Предприниматели, которые занимаются реализацией одежды и обуви, говорят о снижении спроса на свои товары. Конечно, январь всегда считался «мертвым» месяцем с точки зрения продаж, но в этом году владельцы бизнеса говорят о рекордном отсутствием выручки.
Сокращение количества покупателей отмечают и в магазинах косметики и бытовой химии.
—?Выручка очень низкая. Покупателей мало,?— рассказала Юлия, продавец магазина косметики в центре Черниговки.?— Надеюсь, что причина в том, что в январе не всем выдали зарплату, да и в первый месяц года обычно всегда невысокий спрос. Но уже заметно, что люди стали экономить. Это понятно, цены у нас резко выросли. Например, в декабре большая бутылка шампуня «Head and Shoulders» стоила 224 рубля, буквально перед Новым годом цена повысилась до 251 рубля, а сейчас шампунь стоит 290 рублей.
В пролете в связи с кризисом оказались компании, предлагающие установку натяжных потолков, пластиковых окон, отделку балконов и лоджий. Количество желающих сделать им заказ стремится к нулю. Кризис затронул также парикмахерские салоны. Потребители «затаились» и обращаются к сфере услуг только за самым необходимым. Спрос падает на все, при том, что цены многие предприниматели стараются удерживать на уровне прошлого года.
Поездки в Китай для жителей Приморья тоже стали невыгодными. Из уст в уста передаются рассказы о пустом Суйфеньхе. Китайцы вынуждены закрывать свои магазины и рестораны из-за отсутствия русских покупателей.
Скупать доллары, недвижимость и авто в декабре кинулись единицы жителей района. Если говорить на чистоту, то «миллионеров» у нас — раз, два и обчелся. Большинство и раньше себе крупные покупки могли позволить преимущественно в кредит. Так что сейчас всех больше волнуют цены на продукты, а не вопрос, как спасти сбережения.
—?Люди слышат по телевизору, читают в газетах о кризисе и начинают бояться,?— высказалась Ирина Васильевна, пенсионерка из Сибирцево.?— Никто не знает, что будет дальше, поэтому не все решаются делать какие-то покупки, кроме самых необходимых. Но мне кажется, все будет хорошо!
За 2 прошедших месяца мы даже уже как-то «обвыклись» с кризисом. Многие из нас слишком хорошо помнят кризис 90?х, 2000?х, кризис 2008 года. Так что и кризис «2014–2015» переживем. А куда нам деваться, правда? Оптимизма у нас хватает, умений выживать в трудных условиях — тоже. Так что, прорвемся.