Дорога в небоВ прошлом выпуске журнала (№ 103) вышла статья об аллее воинских захоронений на старом кладбище Черниговки. Могилы летчиков, погибших в мирное время, предположительно с 1950-го по 1960 –е годы находятся в полуразрушенном состоянии.На стелах и обелисках сохранились только  9 табличек с данными летчиков, фамилии, имена, даты смерти остальных – неизвестны.Восстановить  имена  забытых героев и привести в порядок их могилы накануне Дня Победы решили  члены Союза Пенсионеров Черниговского района. Поиск информации о погибших авиаторах длится уже более месяца.Работа с архивами, опрос очевидцев. В итоге «поисковики»  - пенсионеры смогли узнать имена погибших летчиков и выяснить номера войсковых частей, в которых они служили. Активную помощь в поиске оказывали сотрудники Черниговского военкомата, администрации Черниговского поселения, районного отдела ЗАГС, Пенсионного фонда.
- Что удалось найти?- рассказывает Нина Михайловна Любарец, председатель районного отделения Союза пенсионеров. – Мы разыскали списки умерших и погибших при исполнении служебных обязанностей на территории села Черниговка военнослужащих. С 1949-го  по 1960-й годы в районном центре было зарегистрировано  несколько десятков смертей военных. Мы брали во внимание преимущественно тех, у кого причиной смерти значатся: погиб при исполнении, пулевое ранение и множественные травмы. Так как на некоторых могилах воинских захоронений сохранились имена и фамилии погибших, а также даты их смерти, мы можем предположительно установить состав погибших экипажей.
Поскольку книги захоронений на старом кладбище не сохранилось, скорее всего, установить принадлежность каждой из могил будет невозможно. Администрацией Черниговского поселения рассматривает возможность установки общей мемориальной плиты с перечислением всех захороненных военнослужащих.  Но прежде военкоматом будет отправлен запрос в архив Министерства обороны для официального подтверждения информации о погибших летчиках.
Поиски данных об авиаторах – героях позволили выяснить, что на территории Черниговского гарнизона в 50-х – 60-х годах прошлого века дислоцировалось несколько авиационных частей:  799-й отдельный разведывательный авиаполк, части 28-го района авиационного базирования, 538-й ближнебомбардировочный авиаполк 34-й Краснознаменной авиационной дивизии. Погибшие значатся в каждой войсковой части.
Очень много информации о летчиках 799 ОРАП удалось получить из книги Владимира Аршинникова «Дорога в небо». Книгу в ответ на первую публикации о воинском захоронении в журнале «Навигатор-ДВ» предоставила поисковикам жительница Черниговки Лидия Алексеевна Тимченко, которая является родственницей автора.
Владимир Аршинников служил в Черниговском гарнизоне с 1955 по 1960 годы. Офицер, летчик, выйдя на пенсию и обосновавшись в Днепропетровске, в 2002 издал книгу воспоминаний о своей службе в авиации. В главе « В небе Дальнего Востока» автор подробно описывает свою службу в Черниговке, рассказывает об однополчанах и о трагических случаях гибели некоторых из них.   Предлагаем вам познакомиться с некоторыми отрывками книги.
…Аэродром и гарнизон находились южнее Черниговки, сама ВПП (взлетно-посадочная полоса) была бетонированная, ограниченных размеров и с нее в жаркую погоду не летали. Все полеты в основном выполнялись с грунтовой полосы, а бетонированную всегда держали как запасную посадочную полосу. ..
...Район полетов на Дальнем Востоке сложный, кругом тайга, много долин, похожих одна на другую с малым количеством населенных пунктов. Полеты полк выполнял 3-4 раза в неделю, из них 1-2 раза ночью…
…Все было хорошо у нас в полку. И вдруг произошло несчастье – авиационная катастрофа. Погиб экипаж вместе с командиром звена капитаном Флягиным, штурманом звена капитаном Манько и воздушным стрелком радистом (сейчас фамилию его не помню, но он был сверхсрочнослужащий и уже не молодой)… (Согласно спискам погибших, третьим членом экипажа был Уомаев Солтан Наликович. Авиакатастрофа произошла11 июля 1957 года. – Примечание редакции).
…Трагедия случилась ночью, в сложных метеоусловиях, при заходе на посадку. Экипаж выполнял второй аналогичный полет в эту ночь. Он выполнил полеты на цель по заданному маршруту для тренировки ПВО и отработки истребителями перехватов и атак в СМУ. Экипаж был первоклассный и полностью подготовлен к полетам в сложных метеоусловиях ночью, но, несмотря на это погиб. Как уже потом, после тщательного расследования комиссией катастрофы, выяснилось, что причиной всему явилась небрежность военного стрелка-радиста. До полного благополучного завершения полета оставались считанные минуты. Еще на кругу, воздушный стрелок-радист снял кислородную маску, забыл закрыть кислородный вентиль, так как флажок был перекинут на аварийную подачу кислорода...  …Почувствовав, что полет уже закончен, стрелок-радист в нарушении всех инструкций решил закурить. При зажжении спички произошел сильный взрыв лот перенасыщения кислородом кабины. В результате взрыва отвалилось хвостовое оперение, и неуправляемый самолет упал в пяти километрах от аэродрома на посадочном курсе.
Они возвращались на родную землю. Она ждала трех отважных своих сыновей. И у порога родного земного дома внезапная, глупая смерть остановили сердца бесконечно дорогих и близких нам людей. Так мы, особенно молодежь, близко, сердцем узнали, что есть на свете не только парки и сады, но и кладбища, поросшие деревьями и кустами. Похоронили их с большими почестями как ближайших друзей и отзывчивых товарищей…
…С приближением осени в Приморье начинали лить затяжные дожди, которые мешали нашим полетам. Но вот однажды, после очередной порции дождя, когда начала размокать грунтовая полоса и летать с нее стало практически невозможно, командир полка полковник Руденко, принял решение продолжать, после прекращения дождя полеты с запасной бетонированной полосы. Полеты выполнялись днем в СМУ,  при видимости более 10 км. Команду о продолжении полетов с бетонированной полосы приняли по рации и были все рады тому, что полеты не прекратились. Но эта радость была преждевременной: через двадцать минут полк постигнет большое горе – погибнет молодой экипаж старшего лейтенанта Алика Котцова.
Дорога в небо...Катастрофа была тяжелой, погибли все три члена экипажа. Основной причиной катастрофы была необученность летчика в выполнении взлета с бетонированной ВВП. При расследовании катастрофы выяснилось, что летчик старший лейтенант Котцов ни одного взлета и посадки не выполнял с бетонированной полосы, включая обучение в училище. А взлет с грунта и с бетона имеет большую разницу. При взлете с грунта самолет постоянно попадает колесами в неровности и его на протяжении всего разбега трясет, и летчик это ощущает. Момент отрыва самолета от земли можно определить прекращением касания колес самолета о землю и прекращением тряски. При взлете с ровного бетона таких ощущений нет, и отрыв самолета можно определить только визуально, по мере удаления бетона от самолета, что не было сделано летчиком. Во второй половине разбега, перед самым отрывом самолета, летчик почувствовал  прекращение биения колес о бетон и затормозил их. Фактически же самолет еще не оторвался полностью от земли. И вот после торможения произошло резкое сцепление колес с бетоном, резкое отпускание переднего колеса и резкое падение скорости. В дальнейшем набрать скорость отрыва было невозможно, был конец бетонированной полосы, а после нее  - глубокий овраг. ( В списках погибших 23 ноября 1957 года числятся  только Котцов Альберт Васильевич и Павлюченко Виктор Максимович. – Примечание редакции).
…После этого всем летчикам было дано по три контрольных полета с бетонированной ВПП. Мы, летный состав, попросили командование полка выйти с ходатайством к командующему, о принятии решения заровнять овраг в конце аэродрома с тем, чтобы в  случае отказа авиационной техники на взлете и посадке, можно было не попадать в этот овраг и не бить людей и технику. Наша просьба не была удовлетворена. В дальнейшем этот овраг принес много несчастья, там сложил головы не один экипаж.
Спустя много лет (в семидесятых годах) я приезжал в отпуск в Черниговку и увидел, что нашелся умный и добрый начальник, который взял на себя «смелость» и заровнял этот овраг. Теперь можно было, при отказе техники катиться не два, а десять километров по ровному полю ….
…В январе 1960 года молодой летчик наш одногодок Беспалов Гена, на взлете подорвал самолет на малой скорости. Из-за нехватки подъемной силы самолет упал на полосу, в результате удара погиб штурман, сам он получил сильную травму, ударившись головой о прицел, потерял сознание  и в таком состоянии находился ровно месяц. Воздушный стрелок - радист отделался легким ушибами и в последствии летал. Беспалов был списан с летной работы и уволен по инвалидности.  (Погибший штурман – Смывалов Александр Михайлович. Авиакатастрофа произошла 8 января 1960 года. – Примечание редакции).
В 60-х годах, пишет автор книги,  на Дальнем Востоке началось поголовное расформирование авиационных частей и варварское уничтожение новейшей авиационной техники на металлолом. Расформирование 799 –го полка началось во второй половине 1960 года.
- Мы продолжаем поиски информации о военных летчиках, служивших в Черниговском гарнизоне в 50-х – 60-х годах, - говорит Нина Михайловна Любарец, председатель районного отделения Союза пенсионеров. – Понимаем, что до официального подтверждения списка похороненных на кладбище  авиаторов Министерством обороны могут пройти несколько месяцев. Поэтому решили пока провести небольшой ремонт захоронений. Все работы на себя берет общественная организация «Восстановление» и ее руководитель Сергей Александрович Романцов. Спасибо ему огромное. А мы – районный Союз пенсионеров, высадим цветы на могилах и будем за ними ухаживать.
Благодарим Лидию Алексеевну Тимченко за предоставленную книгу «Дорога в небо». Обращаемся ко всем жителям района, если у Вас есть какие- либо данные  о захоронениях военнослужащих, просим вас сообщить об этом по тел.: 8 914 691 41 21, 8 953226 70 36.