IMG_5472Как получить школьное образование ребенку-инвалиду,  который в силу своих проблем со здоровьем не может учиться в школе? Раньше дети могли рассчитывать только на домашнее обучение – 6-8 часов занятий на дому, которые давали приходящие из ближайшей школы учителя. Многим такого количества индивидуальных занятий не хватало для полного усвоения материала. Но вот уже 3-й год в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»  дети-инвалиды кроме «домашних» уроков могут получать и дистанционные. В Приморском крае с помощью современного оборудования с учащимися  в реальном времени занимаются педагоги Ресурсного центра дистанционного обучения г. Артема. В Черниговском районе дети-инвалиды тоже  получают уроки по Skype. - Сегодня в нашем Центре учатся 239 учеников, - рассказывает Лариса Владимировна Ушкань, директор Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат III-IV видов города Артема, на базе которой действует ресурсный Центр. - Еще 70 человек в этом году мы обеспечим оборудованием и введем в процесс обучения. Наши ученики – это дети-инвалиды, получающие общее образование на дому, не имеющие медицинских противопоказаний и изъявившие желание обучаться с использованием дистанционных технологий. Территориальный охват – все Приморье. Самый «далекий» ученик живет в Тернейском районе в Бухте Светлой.
В Черниговском районе в 2011-2012 учебном году в рамках программы «Развитие  дистанционного  образования  детей-инвалидов» ПНП  «Образование» обучались 10 детей. Еще несколько детей подключаться к образовательному процессу в этом году.
Жительница Монастырище Виктория Лысич берет дистанционные уроки уже второй год. Девочке 12 лет. С первого класса Вика находится на индивидуальном домашнем обучении. Учиться в школе со сверстниками она, к сожалению, не может по состоянию здоровья.
- У Вики серьезные проблемы с позвоночником, - рассказывает мама девочки Татьяна Константиновна. – Она перенесла 3 сложных операции. Ей устанавливали металлоконструкцию. Конструкция сломалась, и ее пришлось удалять. Пока Вика носит специальный корсет. Передвигается она у нас на инвалидном кресле. Это не мешает ей быть активным общительным человеком. У нее очень много друзей. Летом, мы ее с трудом уговариваем прийти домой пообедать. Она все время гуляет, разъезжает на своей электроколяске.
Предложение перейти на дистанционное обучение в семье Лысич сначала восприняли настороженно. Опасались, что придется отказаться от индивидуального обучения на дому. Общение с учителями «лицом к лицу» Интернет не заменит. Но когда им предложили совмещать домашнее и дистанционное обучение, они с удовольствием согласились. Теперь Вика с утра занимается с учителями из Артема, а после обеда к ней приходят заниматься педагоги 4-й школы.
- Я включаю компьютер, учитель утром в назначенное время мне звонит, я отвечаю, и мы начинаем заниматься,- объясняет Вика. – Мне установили компьютер, есть видеокамера. Я вижу  и слышу учителя, учитель – меня. Если надо что-то написать от руки, у меня есть специальный планшет. Чаще я печатаю ответы на задания на клавиатуре. Все понятно и интересно. Особенно мне нравится заниматься историей и природоведением.
Педагоги, находясь в Артеме с помощью программ Skype и "Удаленный рабочий стол" легко могут отследить процесс выполнения заданий учеником, проживающим за несколько сотен километров от него,  общаться напрямую, объяснять. Длительность урока зависит от состояния здоровья школьника.  Дистанционные уроки Вики продолжаются в течение 20 минут, больше девочка не выдержит. Впрочем, индивидуальное внимание позволяет усвоить учебную программу и за это время. Школьница учиться без «троек».
- Нам очень повезло, что у ребенка есть возможность дистанционно заниматься, - говорит мама Вики.- Учителя все замечательные. Хотя и наши педагоги из 4-й школы не хуже. Все объяснят, всегда помогут. Их совместные усилия помогают Вике учиться.
По условиям федеральной программы услуги связи и обучение – абсолютно бесплатны. Аппаратура передается во временное пользование тоже на безвозмездной основе. В случае поломки сложной техники ее приезжают ремонтировать, никогда не отказывают в технических консультациях.
Татьяну Константиновну и Вику такое «беспроблемное» пользование даже удивляет. Они привыкли «выбивать» помощь  от медиков. Однажды, чтобы сделать Вике жизненно необходимую операцию в  Петербурге Татьяне Константиновне пришлось обращаться за помощью в приемную В.В. Путина. После «пинка» сверху чиновники зашевелились. Ребенка из Монастырище вместе с сопровождающим отправили на лечение, операцию сделали. Только вот некоторые ответственные за помощь детям-инвалидам лица «обиделись». Очередная операция под вопросом. Смириться и успокоиться, как советуют некоторые «специалисты» Татьяна Константиновна не может. Остается только надеяться, и в семье Лысич надежду не теряют. Мир не без добрых людей и педагоги, которые занимаются с Викой, тому подтверждение.
Галине Барышниковой, которая живет на соседней улице с Викторий Лысич, тоже нравится учиться дистанционно. Гале уже 15 лет, она ученица 9 класса.
- Нам лет 11 не могли поставить правильный диагноз, - рассказывает мама Галины Таисия Владимировна. – Мы, кажется, объехали все медицинские центры. Два года назад диагноз уточнили, мы получаем лечение, улучшения значительные. Раньше было значительно хуже. Первые три года в школе мы находились на домашнем обучении. Ребенок рвался в школу, но по состоянию здоровья учиться там она не могла. В 4-й класс пошли уже со всеми. Я очень боялась, что ее там будут дразнить и обижать, даже готовила ее к этому. К счастью, дети приняли ее очень хорошо. Я им всем очень благодарна. Спасибо им всем! Спасибо учителям за помощь и поддержку. Сейчас Галя частично занимается в школе и дополнительно учится дистанционно. Там потрясающие учителя. Они очень доходчиво объясняют. Например, у Галины сложности с математикой, но учитель ей все так интересно и понятно объясняет, что она легко усваивает материал.
- Учителя у нас действительно очень хорошие, - соглашается Лариса Владимировна Ушкань. - Все специалисты окончили специальные курсы по дистанционному обучению в Москве. Да и форма обучения детям очень интересна. Они с удовольствием учатся и добиваются хороших результатов. Наши ученики успешно сдают экзамены, справляются с ЕГЭ.
Продолжать ли обучение до 11 класса или после 9 класса поступать на профессиональное обучение Галина и мама еще окончательно не решили. В 4-й школе, где учиться девушка считают, что она легко справиться с учебой. Она вообще очень способная ученица, быстро освоила компьютер, и с  оборудованием для дистанционного обучения справилась практически без посторонней помощи. В сети она как рыба в воде, ведь в  виртуальной среде для детей с ограниченными возможностями барьеров нет.
Благодаря такому дистанционному обучению дети – инвалиды практически беспрепятственно могут получить качественное образование, научиться уверенно владеть компьютером, общаться, а в дальнейшем, возможно и найти работу.