В больнице должно быть чисто. Это непреложное правило стараются исполнять  не только мед. работники, но и пациенты. По мере своих возможностей. Но иногда требования соблюдения санитарных норм к посетелям  больницы бывают слишком строгими. Чего только стоят безапелляционные  объявления на дверях некоторых кабинетов поликлиники Черниговской ЦРБ: «Без бахил не входить»! И пациенты стараются, покупают бахилы, иначе можно нарваться на скандал. Настоящий скандал, с криками. Я, например, такой наблюдал, ожидая приема в стоматологической поликлинике в феврале текущего года.
  К одному из врачей стоматологов, уважаемой женщине, высококлассному специалисту, между прочим, на прием пришла девушка – подросток, лет 14. Сопровождала девушку пожилая женщина, предположительно бабушка. И девушка, «о ужас», вошла в кабинет без бахил. Согласитесь, всякое бывает: забыли, не купили, ведь до ближайшей аптеки бежать два квартала, не до бахил было, потому что зуб сильно болел, да мало ли что! Однако отсутствие этих самых копеечных бахил на ногах у ребенка  вызвало у врача бурю эмоций. Негативных, естественно.
- Ходите тут! Топчите! В следующий раз босиком ко мне в кабинет входить будете! –  примерно такие фразы выкрикивала стоматолог. Бедная девочка. Если у нее и была сильная зубная боль, она про нее, наверняка забыла. С какими чувствами ребенок потом сел в стоматологическое кресло, остается только догадываться. Но то, что позитивных эмоций после данного визита к зубному врачу у нее не осталось – это точно.
Быть свидетелями «выступления» стоматолога было не приятно всем, в том числе и мне. Молчать я не стал, высказал свое мнение на этот счет: «Раз требуете, значит обеспечьте. Если не бесплатно, то хотя бы поставьте автомат по продаже бахил»!
Врач немного «остыла»  и отправилась лечить пациентке зубы.  Уверен, она пожалела, что сорвалась на девчонку. В этом случае, думаю, должно было орать на администрацию больницы. Не пациенты же должны обеспечивать чистоту в кабинетах?
Инцидент в стоматологической поликлинике вызвал у меня много вопросов: Обязаны ли пациенты надевать бахилы в медицинских учреждениях? Имеет ли право врач отказать в приеме больному, если он приходит без бахил? Кто должен обеспечивать соблюдения норм гигиены в медицинских учреждениях?
С этими вопросами я обратился к директору Уссурийского филиала  ООО СМО «Восточно-страховой альянс» Завертанной Светлане Юрьевне, ведь полис именно этой страховой медицинской компании имеют большинство жителей нашего района.
В ответ получил следующее разъяснение:
В соответствии с п. 19.3 главы XIX санитарно-гигиенических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1/3.2.1379-03», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 09.06.2003 № 129, в лечебно-профилактических учреждениях должны соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим и осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний.
В целях обеспечения рационального использования средств ОМС приобретение бахил одноразовых для оказания медицинской помощи в условиях стационаров может осуществляться исключительно для медицинского персонала и пациентов. Обеспечение посетителей стационаров бахилами, приобретаемыми за счет средств ОМС, недопустимо, так как данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.
Обеспечение бахилами застрахованных граждан, обратившихся в амбулаторно- профилактическое учреждение, возможно при посещении ими «режимных кабинетов» (процедурного, прививочного, лаборатории, др.), для функционирования которых санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются повышенные гигиенические требования.
Необходимо отметить, что действующими нормативно-правовыми актами и санитарно-гигиеническими правилами для обеспечения санитарно- противоэпидемического режима в лечебных учреждениях не предусматривается обязательное применение бахил. Организация соблюдения установленных санитарно-гигиенических норм осуществляется самостоятельно администрацией медицинского учреждения, при этом вместо бахил возможно применение иных способов обеспечения соблюдения санитарно- противоэпидемического режима (использование сменной обуви, частая влажная уборка помещений и др.).
Директор Уссурийского филиала
ООО СМО «Восточно-страховой альянс» Завертанная С.Ю.
215346 maxРезюмирую выше сказанное: недопустимо обязывать пациентов покупать бахилы за свои деньги, а также препятствовать посещению поликлиник вообще без сменной обуви.
На обращении в страховую организацию я не остановился. На просторах Интернета отыскал  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58, в котором утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В разделе 13 СанПин 2.1.3.2630-10 изложены требования к правилам личной гигиены пациентов. Внимание:
Согласно пункту 13.6. санитарных правил при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
То есть организации, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны обеспечивать пациентов бахилами бесплатно. По крайней мере, на территории РФ.
Так, где бахилы-то? Почему на дверях некоторых кабинетов в наших больницах до  сих пор висят требования: «Без бахил не входить», а не информация о том, где их можно получить?
Евгений Иванов
 
Полис страховой медицинской организации дает право на получение консультации и помощи
В страховую компанию можно обратиться в следующих случаях:
- если вам нужна информация о получении медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС, о ваших правах, как пациента;
- если у вас возникли вопросы по порядку, условиям и срокам предоставления бесплатной медицинской помощи в системе ОМС;
- если у вас имеются претензии к доступности и качеству оказанной вам медицинской помощи;
- если вам предлагают оплатить медицинские услуги, лекарства, расходные материалы, необходимые для вашего лечения в стационаре, диагностические исследования или анализы по направлению врача поликлиники;
- если вам отказывают в предоставлении медицинской помощи.
По вопросам нарушений прав пациентов со стороны лечебных учреждений застрахованные граждане должны обращаться в свою страховую медицинскую организацию (СМО). Для граждан, застрахованных в СМО «Восточно-страховой альянс», действуют телефоны круглосуточной «горячей линии»:
Владивосток: 8 (423) 244-68-17
Находка: 8 (4236) 69-06-66, 60-59-20
Уссурийск: 8(4234) 37-41-68
Лесозаводск: 8(42355) 22-0-70.
Жителям Черниговского района лучше обращаться к консультанту в Уссурийске.
По каждому конкретному случаю обращения врач-эксперт даст квалифицированную консультацию, профессионально окажет помощь в решении возникшей проблемы.
С Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи граждане могут ознакомиться в лечебных учреждениях, в представительствах страховой медицинской организации, на сайтах СМО, территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края (ТФОМС ПК).